Развитие малого и среднего бизнеса, обеспечение конкурентности рынков и благоприятных условий для ведения российскими компаниями внешнеэкономической деятельности, содействия бизнесу в переходе к инновационному развитию, построение системы стратегического управления, развитие человеческого капитала - вот новые приоритеты, которые для себя наметило минэкономразвития на ближайшую перспективу.
Как заявила глава министерства Эльвира Набиуллина, это ни в коем случае не значит, что минэкономразвития может снизить темп работы по уже начатым в предыдущие годы направлениям. Таким как стимулирование инвестиционной активности частного бизнеса через механизмы государственно-частного партнерства, повышение эффективности госинвестиций и другие. Но при этом, отметила г-жа Набиуллина, "мы должны сосредоточиться на новых, приоритетных задачах, решение которых обеспечивает преодоление барьеров долгосрочного развития".
Интересно, что ключевым приоритетом назван малый бизнес. По словам главы минэкономразвития, от степени развитости малого бизнеса во многом зависит степень инновационности всей экономики.
По меньшей мере звучит странно, все равно как если бы налоговое ведомство объявило приоритетом своей деятельности налоги.
Все проблемы малых предпринимателей, которые озвучивает минэкономразвития, такие, как доступность аренды помещений, подключение к инфраструктуре, прежде всего энергетической, доступность финансовых ресурсов, избыточность проверок и контроля, неоправданное количество разного рода разрешений и так далее, появились не сегодня. Разговоры об этом ведутся уже несколько лет, а воз и ныне там.
Всего, чтобы облегчить нашему бизнесу жизнь, минэкономразвития выбрало шесть способов. Первый приоритет - обеспечение конкурентности рынков. Здесь министерство планирует создать целый ряд новых инструментов вполне рыночного воздействия на экономическую ситуацию. Правда, звучит все по-старому, доступность финансовых ресурсов, снижение административных барьеров, в том числе решение проблемы доступа к земле, стимулирование малого и среднего бизнеса, снижение налоговой нагрузки на бизнес и так далее.
Второе направление - содействие бизнесу в переходе к инновационному развитию. Три основные задачи в этом вопросе ставит для себя министерство. Это создание эффективно работающей инфраструктуры поддержки инноваций. Формирование инновационной модели непрерывного профессионального образования и превращение госсектора экономики в активный источник создания и потребления инновационной продукции. По всем вопросам должны быть разработаны конкретные механизмы.
Третье направление - это развитие малого и среднего бизнеса.
Четвертое - обеспечение благоприятных условий для ведения российскими компаниями внешнеэкономической деятельности. Свод новых приоритетов и подходов в единую систему осуществляется в рамках специального документа - стратегии внешнеэкономической политики, разработка которой завершается сейчас в министерстве. В ближайшее время минэкономразвития вынесет этот документ на обсуждение.
В этой стратегии фиксируются приоритеты и задачи внешнеэкономической политики на долгосрочную перспективу, в том числе по основным регионам и странам - партнерам России, а также требования к инструментам внешнеэкономической политики, вытекающие из новых приоритетов.
Пятое приоритетное направление - развитие человеческого капитала. Основным в данной сфере будет участие в реализации приоритетных национальных проектов, основных направлений демографической политики, развитии гибкого рынка труда, модернизации системы образования и здравоохранения.
И, наконец, шестое направление - построение системы стратегического управления социально-экономическим развитием. Отдельные элементы этой системы уже созданы, другие находятся в стадии разработки. Это долгосрочная концепция социально-экономического развития, долгосрочный и среднесрочный прогноз, ряд отраслевых стратегий, сводный доклад, доклады о результатах и основных направлениях деятельности министерств и ведомств, элементы территориального планирования. Пока это лишь разрозненные документы, не сведенные в систему. В правовом плане их взаимоувязка, превращение в сквозную технологию стратегического управления отражены в законе "О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии", проект которого разработан в министерстве.