Довольно спорную с точки зрения практического воплощения мысль выдвинул минфин в письме от 28 января 2008 года. В нем говорится, что налогоплательщик-профессиональный участник рынка ценных бумаг во всех случаях, связанных с приобретением или отчуждением ценных бумаг, обязан письменно сообщать в налоговые органы. Учитывая масштаб операций, который проводит участник рынка ценных бумаг среднего уровня, можно представить, что реализация этой идеи на практике может парализовать работу инспекций или потребует многократного увеличения штата, считают эксперты.
Письмо минфина стало ответом на запрос организации - профессионального участника рынка ценных бумаг, в котором был задан вопрос: обязана ли она направлять уведомление в налоговый орган в порядке п. 2 ст. 23 Налогового кодекса при совершении сделок по приобретению или отчуждению акций? В письме за подписью заместителя директора департамента налоговой и тарифной политики Сергея Разгулина минфин ответил, что да, обязана.
По его мнению, для целей пп. 2 п. 2 ст. 23 Кодекса организация-налогоплательщик обязана письменно сообщать в налоговые органы обо всех случаях непосредственного участия в российских и иностранных организациях. При этом исполнение указанной обязанности не зависит от дальнейших намерений организации-налогоплательщика в отношении приобретенных ею ценных бумаг.
Сегодняшний порядок информирования налоговых органов о сделках с ценными бумагами изложен в приказе ФНС от 9 ноября 2006 года "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п.2 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации", пояснил "Российской бизнес-газете" управляющий партнер компании Tax Group Дмитрий Путилин. Соответственно утверждена форма письменного сообщения об участии в российской или иностранной организации. Срок представления - в течение 1 месяца со дня начала участия.
Только зачем налоговикам вся эта информация? Для выявления аффилированности компаний, групп компаний (прежде всего в отношении ОАО, поскольку по ООО информация об участниках есть в Уставе и налоговикам доступна), считает Дмитрий Путилин. Другой вопрос, надо ли это делать? Есть множество других нерешенных проблем, в том числе и в налоговой сфере.
"Полагаю, что это не какая-то новая идея минфина: данное письмо - ответ на частный запрос. За непредставление сведений, предусмотренных НК и необходимых для налогового контроля п. 1 ст. 126 НК предусмотрена ответственность в виде штрафа - 50 рублей за каждый непредоставленный документ. Купили 1000 акций, не сообщили - 50 000 штраф. Представляю, во что это выльется для профучастника рынка ценных бумаг, у которого сотни транзакций с акциями в день..." - заметил Дмитрий Путилин.
Каков вопрос, таков и ответ, считает Ирина Мучичка, руководитель отдела налогообложения и судебной защиты компании "Развитие бизнес-систем". В общем-то, организация, что называется, сама напросилась. Минфин в общем-то ничего другого ответить не мог.
П. 2 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков сообщать о всех случаях участия в российских и иностранных организациях, пояснила Ирина Мучичка. Таким образом, сообщение должна подавать та организация, которая является собственником акций. Профессиональные же участники рынка ценных бумаг, как правило, действуют в чужих интересах и приобретают акции не для себя лично, а для лиц, заключивших с ними договор поручения либо доверительного управления имуществом. Таким образом, собственником акций, приобретаемых профучастниками, являются эти лица. Следовательно, они сами и должны сообщать в налоговые органы о своем участии в других организациях.
"Представляется, что поскольку НК не предусматривает никаких особенностей для операций, совершаемых через профессиональных участников рынка ценных бумаг, то в данной части необходимо вносить дополнения в НК. Потому что действительно при значительных объемах операций с ценными бумагами и учитывая, что иногда эти бумаги находятся в портфеле инвестора всего несколько дней, ни организация не способна выполнять имеющиеся требования НК, ни налоговые органы не будут в состоянии обработать эту информацию", - отметила эксперт.
"Любопытно, как минфин представляет себе практическое воплощение такой идеи, и представляет ли он себе вообще масштабы операций с акциями даже "активистов первого эшелона", а участников рынка ценных бумаг хотя бы среднего уровня? Особенно пикантна была бы реализация такой идеи, если инспекции ФНС такие сведения обязаны заносить в данные налогоплательщика в свои компьютерные базы. Скорее всего нормальной работе инспекций это грозит коллапсом... или многократным увеличением штатов", - так считают аналитики Российского налогового портала.