Как взаимодействует малый бизнес и структуры исполнительной власти? Какие барьеры преодолевает бизнесмен при открытии собственного дела? На эти вопросы отвечает масштабное социологическое исследование, проведенное в Мурманской области по заказу чиновников департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления.
Социологи опросили 1200 предпринимателей из различных городов региона. По их мнению, больше всего развитию малого предпринимательства мешают: низкий уровень компетентности госслужащих, чрезмерное количество организаций, выдающих различные справки и разрешения, протекционизм со стороны чиновников отдельным фирмам, в том числе и организация конкурсов на госзаказы под конкретные компании.
Больше всего нареканий вызвали конкурсы и тендеры. Лишь немногие считают, что процедуры, связанные с получением госзаказа, открыты. Большая часть уверена - государственный или муниципальный контракт достается "своим" фирмам, а потому даже не пытаются подать заявку. Предприниматели также считают, в области уже сформировался определенный круг фирм, которые просто "осваивают" деньги, выделенные на выполнение конкурсных работ. В качестве примера приводилось строительство легкоатлетического манежа в мурманской Долине Уюта.
Основным административным барьером при аренде или покупке государственного, муниципального имущества назвали - ограниченный доступ к информации об этом имуществе. Предприниматели считают, что сведения о помещениях, представляющих интерес, доступны только тем, у кого есть тесные связи в органах власти. Ну, а та недвижимость, информацию о которой предоставляют все остальным, находится в аварийном состоянии или требует больших вложений. При этом нет никакой уверенности, что после ремонта ее не отберут. Как рассказал один из участников опроса, его никто даже не поставил в известность, когда муниципальные площади, которые он много лет арендовал, были выставлены на торги.
На третьем месте в рейтинге барьеров - взятки. Еще несколько лет назад поборы были главным средством ускорения процесса получения справок. Но сейчас и за взятку чиновники ничего не сделают. На первое место вышли личные связи. Именно они позволяют хорошо зарабатывать фирмам, имеющим своих людей в госструктурах.
Велика роль блата и в получении всевозможных разрешений. Ведь зачастую решение вопроса зависит от подписи одного чиновника. Особенно это касается строительства и вывода помещений из жилого фонда.
Например, в последнем случае предпринимателю нужно обойти 17 инстанций. И если не прибегать к помощи знакомых, дело может затянуться на два с половиной года. Примерно столько же времени требуется и человеку, решившему открыть свое дело, чтобы последовательно, как и полагается, получить все необходимые согласования. Понятно, что большинство предпринимателей готовы на все, чтобы сократить эти сроки.
Что касается самих чиновников, то в них представители малого бизнеса сегодня видят не столько людей, отстаивающих интересы государства, сколько граждан, решающих проблему собственного заработка с помощью инструментов госрегулирования.
Что интересно, если раньше кресло в госструктуре рассматривалось в качестве средства личного обогащения, то сейчас предприниматели расценивают его в первую очередь как хороший трамплин для развития собственного бизнеса.
Николай Шукшин, руководитель департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области:
- Проведенное в регионе научное исследование дает представление о мнении малого и среднего бизнеса по поводу существующих на сегодняшний день административных барьеров. Оно помогло нам увидеть самые больные точки, на которые в ходе регламентации государственных функции и услуг необходимо обратить внимание. Речь, прежде всего, идет об аренде государственного, муниципального имущества и земельных участков, обязательной сертификации, получении госзаказов и ряде других. Чтобы была обратная связь, мы все проекты этих административных регламентов размещаем на сайте правительства Мурманской области и призываем предпринимателей активно участвовать в их доработке.