02.04.2008 03:00
В мире

В Турции могут ликвидировать правящую партию

В Турции могут ликвидировать правящую партию
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4627)
Читать на сайте RG.RU

Во вторник в Анкаре конституционный суд Турции начал процесс о роспуске правящей Партии справедливости и развития (ПСР).

В том, что в итоге судьи решат объявить победителей последних парламентских выборов вне закона, сомневаются немногие. Ведь за последние десять лет конституционный суд уже дважды уличал партии в нарушении основного закона с фатальными для партийцев оргвыводами.

Вердикт каждый раз был одним и тем же - запрет политической деятельности. В 1998 году конституционный суд Турции запретил Партию благоденствия. А в 2001 году - Партию благополучия. В обоих случаях предъявлялись обвинения в использовании религии для решения политических задач.

На этот раз генпрокуратура Турции намерена доказать, что лидеры ПСР стремятся навязать светской Турции режим шариата. Причем в подготовленном генпрокурором апелляционного суда Абдурахманом Ялчинкаем иске в качестве меры наказания значится не только фактическая ликвидация партии, но и запрет на политическую деятельность в течение пяти лет 71 представителю ПСР во главе с ее лидером премьером Тайипом Эрдоганом.

Генпрокурор мотивировал подобное крайне жесткое требование тем, что именно Эрдоган вместе со своей командой единомышленников ранее уже возглавлял запрещенную в 2001 году Партию благополучия. После ее ликвидации он лишь быстро сменил "вывеску" и продолжил ту же самую политическую деятельность. Причем настолько успешно, что получил на последних парламентских выборах 46 процентов голосов избирателей и смог сформировать однопартийное правительство.

Генпрокурор уверен: в случае запрета ПСР премьер опять повторит тот же самый политический трюк, приняв всех своих соратников в партию с иным названием. Если учесть, что в парламенте ПСР принадлежит 330 депутатских мест из 550, то более чем вероятно, что возглавляемая Эрдоганом новая политическая сила тут же сможет сформировать правительство и продолжить выполнять данные избирателям обещания.

А как раз крайне оперативное исполнение наказов почти половины турецкого общества и заставило судей при молчаливой, но четко обозначенной поддержке военных в третий раз вспомнить о своих конституционных правах. Основной причиной для обращения генпрокурора в суд стало утверждение парламентом в феврале правительственного законопроекта о снятии запрета на ношение в турецких вузах мусульманского платка "тюрбан".

После этого аналитики заговорили о возможности военного переворота в Турции. Более того, несколько недель назад в Стамбуле, по заверению местных спецслужб, был предотвращен государственный переворот. Однако генералитет продолжал молчать. Хотя за последние несколько десятилетий именно военные уже не раз вставали на защиту светских основ турецкого общества.

В этот раз генералы, очевидно, решили вначале использовать все имеющиеся в наличии демократические методы приведения ВИП-политиков в чувство. Сам Эрдоган решительно отвергает обвинения в стремлении ПСР превратить Турцию в теократическое общество. Он заявил, что "история не простит" запрета самой популярной за последние годы партии.Тем самым намекнув на то, что военным вместе с конституционным судом не стоит идти поперек воли народа.

Намек, однако, явно не был принят к исполнению. 14 марта в высшую турецкую судебную инстанцию поступило обращение генпрокурора. Правда, в ближайшее время вряд ли стоит рассчитывать на вынесение вердикта. Судьи предоставили ПСР месяц для подготовки к защите на процессе. Причем эксперты не исключают, что этот срок может быть продлен. Иными словами, процесс в отношении ПСР займет не меньше полугода. Для того чтобы запрет вступил в силу, согласно турецкой конституции, решение должны поддержать семь из одиннадцати судей.

Единственное, что пока смогли противопоставить лидеры ПСР серьезному списку обвинений в свой адрес, это напоминание о том, что ликвидация их партии неминуемо приведет к дестабилизации политической обстановки. В правительстве Эрдогана убеждены: последствия будут болезненными для всего общества. Политический кризис, к примеру, однозначно отрицательно скажется на переговорах официальной Анкары с Евросоюзом о вступлении Турции в ЕС в качестве полноправного члена.

Турецким министрам неожиданно оперативно подыграл комиссар по вопросам расширения Евросоюза Оли Рен. Он был на удивление весьма категоричен. По его словам, в случае запрета правящей партии ПСР переговоры о членстве Турции в европейском сообществе будут прекращены.

Турция