В этом году Центробанк ожидает заметное снижение темпов кредитования населения и предприятий России - с 53 до 40-38 процентов в год.
Об этом заявил вчера глава ЦБ Сергей Игнатьев, выступая на XIX съезде Ассоциации российских банков (АРБ). Банкиры предложили свой план решения этой проблемы, который состоит из девятнадцати тезисов.
Глава Центробанка отметил, что в этом году существенно изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Связано это с американским ипотечным кризисом, который вызвал дефицит ликвидности на мировых финансовых рынках. И теперь создает трудности для российских банков и предприятий, которые привыкли кредитоваться на Западе. Рефинансировать эту задолженность, получить новые кредиты стало труднее. Процентные ставки по зарубежным кредитам заметно возросли. Причем, отметил Игнатьев, некоторым российским заемщикам стало непросто получить кредит даже по более высоким ставкам. Поэтому Банк России готов резко увеличить объемы рефинансирования коммерческих банков. Но конкретных цифр не назвал.
Тем более, подчеркнул Игнатьев, приток частного капитала в 2008 году сократится. А значит, и замедлится рост денежной массы. С одной стороны, это хорошо для снижения инфляции. С другой - сокращение притока капитала может привести к возникновению проблем с ликвидностью. Буквально на днях должны пройти аукционы по отбору банков для размещения на их депозитах временно свободных средств бюджета. Таким образом, банки получат "большую материальную помощь", что позволит им избежать проблемы с ликвидностью. На какой срок их допустят к бюджетным деньгам, Игнатьев говорить не стал, лишь пояснил, что вопрос этот сейчас обсуждается. Но речь может идти о двух или четырех неделях. Так что ЦБ готов во всеоружии встретить вызовы, которые приходят к нам с мировых финансовых рынков.
Остановился Игнатьев и на наболевшем для бизнеса вопросе - укреплении курса рубля. Глава ЦБ отметил, что приходится осторожно относиться к этой проблеме, "поскольку, укрепляя рубль сегодня, мы увеличиваем вероятность его ослабления в недалеком будущем. Однако не в последнюю очередь из-за укрепления рубля происходят серьезные изменения в платежном балансе страны. За прошлый год рост импорта увеличился на 36 процентов. Экспорт вырос всего на 17 процентов. Да и то в основном рост был связан с повышением экспортных пошлин. В результате такой динамики в прошлом году впервые за последние несколько лет сальдо текущего счета платежного баланса существенно сократилось: с 94 миллиардов долларов в 2006 году до 78 миллиардов в 2007 году. Эта тенденция сохранится и в будущем. А говорит она о том, что в российском экспорте продолжает доминировать сырьевая составляющая, а не производственная.
Предприниматели уверяют, что во многом это происходит потому, что у предприятий не хватает средств для развития производства. И, естественно, кивают на банкиров, которые не могут им предоставить "гуманные" длинные кредиты.
Впрочем, банкиры и сами "рвутся в бой". Глава АРБ Гарегин Тосунян уверен, что банки могут стать локомотивом экономического развития страны и роста благосостояния людей. Все возможности для этого у них есть. Поэтому не случайно, вопреки довольно сдержанному выступлению главы Центробанка, банкиры как раз связывают свои самые большие надежды с расширением в России глобального кредитования, доступности дешевых кредитов для населения и предприятий. Для этого АРБ предложила правительству обсудить 19 первоочередных, во многом радикальных шагов по преобразованию сегодняшней денежно-кредитной политики государства. По сути, никогда раньше банковское сообщество не замахивалось на подобные попытки развернуть монетарные власти на 360 градусов в сторону отечественных банков, вовлечь с помощью протекционистской политики государства в банковский оборот максимальное количество внутренних денежных "длинных" ресурсов страны.
И не прислушиваться к мнению банкиров, по мнению многочисленных экспертов, уже нельзя. Мировой финансовый кризис, нестабильность на внешних рынках дают о себе знать все сильнее. По данным, которые прозвучали на съезде, только в феврале этого года потери Резервного фонда и Фонда национального благосостояния из-за курсовой разницы к корзине валют составили свыше 20 миллиардов рублей. Доходность государственных ценных бумаг и капиталов, размещенных за границей, составляет от 2 до 4 процентов годовых. Тогда как на внутреннем рынке могла бы начинаться от 6,5 процента.
Как заметил выступивший на съезде первый заместитель мэра города Москвы Юрий Росляк, парадокс в том, что, размещая средства в американских и европейских банках, Россия одновременно в них же и кредитуется. Но по более высоким ставкам. По его словам, защищать внутренние денежные резервы с помощью национальной банковской системы сегодня - основная задача государства.
Между тем заместитель председателя правительства Александр Жуков заметил, что не со всеми тезисами банкиров можно согласиться. Но сама постановка вопроса, что коммерческие банки должны быть локомотивом развития экономики и качества жизни граждан, заслуживает одобрения и поддержки правительства. В целом вице-премьер высоко оценил работу отечественного банковского сектора, заметив: чтобы коммерческие банки действительно стали "локомотивом развития", доля денежных ресурсов государства в них должна быть увеличена с 8 до 50 процентов. Кроме того, по словам Жукова, среди приоритетов государства - увеличение с 50 до 80 процентов в банковском обороте доли долгосрочных кредитов, то есть на срок более одного года и до пяти лет. Присутствие на рынке таких долгосрочных кредитов, по мнению Жукова, будет способствовать сдерживанию инфляции. Значит, задача государства максимально оказывать поддержку российской банковской системе, чтобы сохранить стабильность общей макроэкономической ситуации в стране.
Кстати, стремление подпитываться бюджетными деньгами и "длинными" ресурсами банкиров поддержал и начальник Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович. По его словам, государство наконец увидело, что банковские кредиты гражданам, предприятиям внесли большой вклад в темпы экономического роста страны. Дворкович особо отметил, что наибольший эффект приносят те проекты, которые финансируются не из кармана государства, а отбираются, кредитуются, а затем отслеживаются на результативность именно коммерческими банками. "Тогда риски неэффективного вложения средств заметно снижаются", - подчеркнул Дворкович. При этом Дворкович сказал, что главная опасность на банковском рынке - это риски невозврата кредитов. Поэтому и Центробанку, и самим банкам надо быть чрезвычайно бдительными во избежание тяжелых финансовых потерь. По мнению Дворковича, крайне "ничтожна" сегодня роль Бюро кредитных историй в предотвращении этих рисков. Среди задач, которые обозначил глава Экспертного управления, - скорейшее принятие новых законов, которые помогут справиться с рисками "поведения" населения и предприятий в процессе кредитования. "Законы должны быть приняты в области залогового регулирования с тем, чтобы права кредиторов были защищены, - пояснил Дворкович. - Необходимо также совершенствовать законодательство по банковским вкладам и повышать роль срочных вкладов".
Илья Юров, председатель совета директоров Инвестиционного банка "ТРАСТ":
- Мы столкнулись уже сейчас и, к сожалению, будем сталкиваться в течение всего 2008 года с тем, что деньги не только останутся дорогими, но их будет чрезвычайно мало, - отметил в своем выступлении.
Уже сегодня очевидно, что срочность существующих заимствований российских банков значительно сократилась. Мы относимся к этой ситуации с настороженностью. Иностранные заимствования являются очень большой частью и важным источником для кредитов в банковской индустрии. А кредиты для нынешней экономики России - это та самая кровь, которая подпитывает экономический рост.
Существует некая идеологическая коллизия: хорошо это или плохо, когда больше кредитов, подгоняет это инфляцию или нет? Я присоединяюсь к мнению выступавших в том, что банковские кредиты, предоставляемые населению, в наименьшей степени влияют на инфляционные процессы в силу того, что эти кредиты в первую очередь направляются на приобретение не продовольственных товаров, а товаров длительного использования.
Аналитики АРБ подтверждают, к сожалению, что рост банковских активов замедляется. Но хотя мы говорим не о самых, увы, радужных перспективах, мы можем повлиять на это. Важным фактором этих изменений должно стать то, чтобы и регуляторы рынка, и его участники, и правительство, осознавая полностью всю серьезность ситуации, составили бы четкую программу действий и добились бы последовательности ее реализации.