В конце прошлой недели НИИ генплана Москвы на выставке "Недвижимость-2008", проходившей в Центральном доме художника на Крымском Валу, представил план развития столицы до 2025 года.
Этот документ предполагает реализацию многих масштабных проектов. В том числе планируется снести морально устаревшее жилье и выстроить 24 миллиона квадратных метров нового жилья, отремонтировать 16 миллионов квадратных метров, решить многие наболевшие транспортные проблемы и значительно улучшить внешний облик городской застройки.
По словам разработчиков, через несколько месяцев генплан будет вынесен на обсуждение в правительство, затем в Мосгордуму, после чего принят к реализации. Однако, невзирая на оптимизм градостроителей, история развития Москвы наглядно демонстрирует, что далеко не всегда масштабные планы и архитектурные проекты у нас получают путевку в жизнь. И поэтому довольно любопытно, что новый ген план был представлен именно в здании на Крымском Валу - на месте, послужившем катализатором целого ряда интересных архитектурных идей, которым тем не менее так и не суждено было сбыться...
В начале прошлого века, в 1923 году, на месте нынешней "коробки" ЦДХ, на территории существовавших тогда пустырей, свалок и огородов была организована Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильоны для нее строились по проектам выдающихся архитекторов-конструктивистов Константина Мельникова, Ивана Жолтовского и Владимира Щуко. Так как Центрального парка культуры и отдыха тогда еще не было и в помине, территория выставки протянулась далеко - вплоть до Нескучного сада, а Садовое кольцо стало "водоразделом" двух частей ВСХВ - советской и международной. Существующие ныне ЦКПиО и Крымский мост, созданные по проекту Александра Власова, появились только полтора десятилетия спустя, причем первоначальным проектом предполагалось строительство моста, ведущего непосредственно на территорию парка.
В конце 1930-х годов на участке в районе Крымской набережной, освобожденном от отслуживших свой век построек колхозников и кустарей, решили возвести дворец культуры рабочей молодежи. Даже выдвигались довольно интересные идеи и проекты. Тем не менее на высшем государственном уровне было принято другое решение - о строительстве по проекту архитектора Алексея Щусева, автора "главного здания страны" - Мавзолея Ленина, здания Академии наук СССР, задуманного архитектором 15 лет назад в качестве еще одной "сталинской" высотки. В 1938 году был утвержден окончательный вариант проекта, согласно которому на участке у Крымского Вала должен был быть построен целый комплекс зданий, включающий корпус Академии наук, корпуса нескольких научных институтов, огромную библиотеку и два естественнонаучных музея - истории земли и истории живой природы.
Возведение этого грандиозного комплекса началось в 1939 году, а продолжилось только после войны, причем по значительно упрощенному проекту. После смерти Иосифа Сталина строительство вообще заморозили. Вернулись к этому участку только в конце 1950-х годов, когда министерство культуры заказало архитекторам разработку проекта Государственной картинной галереи современного искусства. Причем первоначально по проекту Николая Сукояна и Юрия Шевердяева на Крымском Валу должно было быть построено два здания - для Союза художников и Государственной Третьяковской галереи. Когда тогдашнему главе советского государства Никите Хрущеву показали проект и озвучили его стоимость, то он счел подобное обособление "излишеством" и велел объединить оба корпуса под одной крышей. То есть практически в залы комплекса Государственной Третьяковской галереи запихнули ЦДХ, у которого в результате получилась весьма странноватая планировка - с дополнительными обходными помещениями и нефунк циональными пустотами. Тем временем на "стройку века" ушло почти двадцать лет. И это привело к тому, что уже к моменту открытия ЦДХ это здание только с очень большой натяжкой можно было назвать современным. И не случайно идея реконструкции Дома художников появилась практически одновременно с началом его эксплуатации...
Семь лет тому назад был даже объявлен конкурс на реконструкцию ЦДХ. Внести свою лепту в это благое дело постарались многие известные отечественные архитекторы, такие, как Юрий Аввакумов, Евгений Асс, Андрей Боков, Михаил Хазанов, Дмитрий Солопов и др. Правда, большинство конкурсантов не решились на радикальные шаги, пытаясь хоть каким-то образом исправить имеющуюся коробку - добавляя к ней то сверху, то сбоку или даже внутри дополнительные объемы. Однако ни один из представленных проектов тогда так и не был принят к реализации.
Тем не менее новая попытка построить на этом "заколдованном" месте что-то действительно выдающееся с архитектурной точки зрения, возможно, будет предпринята уже в самое ближайшее время. К этому делу даже готова подключиться "тяжелая артиллерия" в лице известного британского архитектора сэра Нормана Фостера, разработавшего совместно с компанией "Интеко" концепт-проект "Апельсин", который в случае проведения конкурса на реконструкцию ЦДХ непременно будет в нем участвовать. Впрочем, как сказал известный голландский архитектор Рем Колхас: "Все мои лучшие работы погибли на конкурсах..." Так что поживем - увидим. А с учетом того, что история не знает сослагательного наклонения, то уже во вполне обозримом будущем мы сможем узнать, удастся ли воплотиться в жизнь новому современному выставочному центру на Крымском Валу, а также реализоваться в полной мере заявленным на днях крупномасштабным планам по градостроительному переустройству столицы.