03.04.2008 04:47
Экономика

В Барнауле конфликт между управляющей компанией и ТСЖ расколол жильцов многоэтажки на два лагеря

Конфликт между управляющей компанией и ТСЖ расколол жильцов многоэтажки на два лагеря
Текст:  Владимир Токмаков (Барнаул)
Российская газета - Неделя - Алтай: №0 (4629)
Читать на сайте RG.RU

Повестка дня собрания членов одного из барнаульских ТСЖ звучала как сводка с мест военных действий…

В ней значились такие пункты: "О террористической обстановке в доме и бездействии правоохранительных органов", "О подрывной деятельности депутата А. А. Кузнецова и отзыве его из КЗС". А первым вопросом в повестке стоял сказ о том, "Как нас обобрала управляющая компания".

Когда журналисты "РГ" прибыли на место события, собрание жильцов дома на улице Анатолия, 224, было в самом разгаре. Кроме участкового порядок обеспечивали чины из милиции общественной безопасности, а прилегающую дворовую территорию патрулировал милицейский уазик.

В чем суть

Девятиэтажка на Анатолия еще с советских времен считалась проблемной: перебои и с отоплением, и с горячей водой случались довольно часто. Дому 25 лет, раньше он был подведомствен ПЖЭТ, а после его банкротства, в 2006 году, жильцы дома заключили договор с управляющей компанией "Мой дом".

По словам жильцов, дом давно уже находился в запущенном состоянии, ремонт с момента его сдачи не делался ни разу, краны и канализационные трубы никогда не менялись. В марте 2007 года здесь побывало местное телевидение - по подвалу невозможно было пройти даже в болотных сапогах, сточные воды по пояс, канализация сливалась сюда напрямую... Это не говоря уже о протекающей кровле, дырявых межблочных швах, проблемах с электрикой и сантехникой. Таким дом приняла управляющая компания.

- Задача была поставлена всем слесарям - немедленно ликвидировать этот ужас, - вспоминает руководитель управляющей компанией "Мой дом" Николай Федюшкин. - Это стоило невероятных усилий - в течение месяца наши люди работали в подвалах сутками и навели там порядок, сейчас в подвале сухо, проведено электричество. Когда с проверкой приехал инспектор из краевой жилищной инспекции, он впервые за последние 25 лет не дал ни одного предписания. Отопительный сезон дом прошел без особых эксцессов.

Любой хозяйственник скажет, что невозможно навести порядок в доме за полгода или даже за год, если он до этого 25 лет не ремонтировался или ремонтировался по остаточному принципу. Видимо, были недостатки и в работе управляющей компании: жильцы жаловались на продолжающиеся перебои с отоплением и горячей водой. И хотя причина тому была в неудовлетворительной работе котельной, тем не менее недовольные владельцы квартир на своем собрании большинством голосов высказались за создание ТСЖ, чтобы в дальнейшем отказаться от услуг управляющей компании.

Жильцы решили, что при ТСЖ им будет проще контролировать, как расходуются собранные средства: они сами будут решать вопросы ремонта, как и в какой форме его осуществлять, каких специалистов нанимать.

Однако когда, получив свидетельство о госрегистрации, руководство ТСЖ попыталось заключить договоры с Водоканалом, энергетиками, то выяснилось, что это сделать невозможно, пока не будут расторгнуты аналогичные договоры с управляющей компанией.
Председатель ТСЖ Геннадий Двоеглазов говорит, что руководитель управляющей компании Николай Федюшкин отказался расторгнуть договоры с поставщиками коммунальных услуг и передать техническую и другую документацию.

Дело в том, что в предыдущем договоре, который был заключен между жильцами и управляющей компанией, говорится, что договор может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо по истечении срока, либо в судебном порядке, если управляющая компания не исполняет своих обязанностей.

- Ко мне официально ни один человек не обратился с предложением о расторжении договора на управление домом, - утверждает Николай Федюшкин. - Следовательно, договор автоматически был продлен еще на один год. А раз никаких обращений не было, я, как положено, продолжаю исполнить свои обязанности по управлению домом. Кстати, у меня до сих пор нет протокола голосования по созданию ТСЖ.

С этого момента в доме установилось двоевластие, а ТСЖ и управляющая компания объявили друг другу настоящую войну, периодически переходящую в открытые стычки и столкновения.

Как быть?

Теперь у дома на улице Анатолия, 224, всех и всего по два: два дворника, два сантехника и электрика (которые чуть ли не в драку отбирают друг у друга ключи от подвалов и подсобных помещений), два руководящих органа (управляющая компания и ТСЖ), двойная головная боль - ведь и квитанций на оплату за предоставленные коммунальные услуги теперь тоже две!

- У нас теперь свой бухгалтер, мы решили напечатать свои квитанции, чтобы люди платили непосредственно в кассу ТСЖ, - говорит Двоеглазов и тут же признается: - К сожалению, половина жильцов платит по нашим квитанциям, а другая половина по привычке продолжает платить через сбербанк, и деньги идут управляющей компании.

Заложниками конфликта оказались около 600 человек, проживающих в "доме раздора". Федюшкин утверждает, что ремонт дома осуществлялся его специалистами, а Двоеглазов возражает: все сделало ТСЖ.

У семи нянек дитя без глазу - ни чище во дворе, ни лучше от такой двойной опеки самим жильцам дома не стало. Двоевластие раскололо и жителей дома. От взаимных упреков и словесных перепалок враждующие "кланы" перешли к рукоприкладству и угрозам.

По словам Федюшкина, была избита женщина, которую он назначил старшей по дому, угрожали расправой его дворнику и сантехнику. А Геннадий Двоеглазов уверяет, что в его адрес по телефону неоднократно раздавались угрозы об убийстве, а после возбуждения уголовного дела выяснилось, что эти звонки были из квартиры одной из жительниц дома.

Видимо, в данной непростой ситуации единственным независимым арбитром может выступить только суд. В краевом управлении по жилищно-коммунальному хозяйству считают, что если граждане выбрали другой способ управления и соблюли необходимую процедуру, то управляющая компания обязана передать им бразды правления и все необходимые документы. Другое дело, если все-таки договор был продлен, тогда он может быть расторгнут только в судебном порядке.

Комментарий

Александр Кузнецов, депутат АКЗС:

- Дом на улице Анатолия, 224, находится в моем избирательном округе, и моя задача, как депутата, чтобы были сняты все спорные вопросы.

Если жильцы этого дома решили создать ТСЖ и распрощаться с управляющей компанией - это их право. Но здесь встает вопрос о правомочности создания товарищества собственников жилья. Когда я попросил руководство ТСЖ показать мне документы, смету доходов-расходов, план работы, протокол собрания, было ли извещение, какая была повестка, какой по форме был бюллетень, то получил ничем не мотивированный отказ.

Если жители проголосовали за создание товарищества, расторжение договора с управляющей компанией, почему это до сих пор не было сделано через суд, как того требует закон? Сегодня политика ТСЖ в отношении управляющей компании выбрана не активная, а пассивная: мол, мы деньги платить через сбербанк не будем, и все само собой рассосется. На мой взгляд, эта политика утопична. В данном случае может возникнуть момент, когда ТСЖ подает в суд на управляющую компанию, а компания встречный иск на товарищество в связи с тем, что ТСЖ создано незаконно, и возникают проблемы.

Жильцы дома тоже разделены на два лагеря: кого-то не устраивает ТСЖ, кого-то - управляющая компания, но все говорят - нам надоели скандалы, мы хотим нормальной жизни. При этом жильцы дома рассказывают, что они платят одновременно по двум квитанциям - в сбербанк, то есть на содержание управляющей компании, и непосредственно в кассу ТСЖ...

К сожалению, очень часто в создании товарищества собственников жилья кое-кто видит только выгодный способ своего трудоустройства и считает, что ТСЖ - это золотая жила. Думаю, нужно обеим сторонам отбросить амбиции и сесть за стол переговоров, чтобы выяснить, кто что хочет и на что претендует. Либо решать свой спор через суд.

Компетентно

Александр Казаков, председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Барнаула:

- Конфликтов, связанных с деятельностью управляющих компаний, действительно много. У нас, к сожалению, сейчас все меньше и меньше возможностей вмешиваться в такие ситуации, ведь закон требует, чтобы собственники жилья сами решали вопросы управления своим имуществом. Мы со своей стороны можем только помочь горожанам с выбором способа управления, той или иной управляющей компании. Каждые полгода наш комитет будет проводить мониторинг работы управляющих компаний города. Для оценки их деятельности в городской администрации разработан специальный документ, которым введено 23 критерия по балльной шкале, 30 критериев по оценочной шкале, еще девять дополнительных критериев и три поправочных коэффициента. И все этого для того, чтобы как можно точнее оценить работу компаний. Результаты мониторинга мы будем официально оглашать, публиковать, доводить до сведения населения. Я думаю, это поможет горожанам в дальнейшем определиться с выбором управляющих компаний. А мы результаты мониторинга будем учитывать при проведении конкурса среди компаний.

ЖКХ Барнаул Сибирь