Вчера Правительственная комиссия по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта подводила итоги своей работы за последние два года. Вел заседание первый вице-премьер Сергей Иванов.
Не секрет, что ведомственные интересы и несогласованность в действиях отдельных министерств серьезно мешают модернизации экономики. Ситуация складывается парадоксальная. Страна владеет богатейшими природными ресурсами, имеет значительный научный потенциал и высокий уровень образования населения, а ее технологическое отставание от ведущих мировых держав по некоторым направлениям не только не сокращается, но даже увеличивается. Выход из положения правительство увидело в лучшей координации работы федеральных органов власти и совершенствовании механизмов реализации промышленной политики. Этим последние два года и занималась комиссия Сергея Иванова.
Если говорить конкретно, то этот орган определял долгосрочные макроэкономические параметры для науки и промышленности, инициировал создание налоговых преимуществ инвесторам и авторам инновационных программ, занимался таможенно-тарифным регулированием и государственной поддержкой российских производителей на мировом рынке.
Начинать пришлось с юридической базы. С подачи промкомиссии Госдума приняла Закон "О банке развития" и внесла изменения в Налоговый кодекс. Депутаты в первом чтении утвердили законопроект об усилении уголовной ответственности за нарушения в сфере лесопользования. Новые нормативно-правовые акты позволили снизить, а в некоторых случаях вообще отказаться от сбора ввозных таможенных пошлин на необходимые нашей промышленности машины, оборудование, отдельные виды сырья, которое в России не добывают. Но главное - практически все отрасли так называемого реального сектора экономики теперь развиваются не только по краткосрочным планам, но и на основе стратегий и программ, ориентированных на долгие годы вперед.
Ну, а что же пока не получилось? Во-первых, не завершена работа над долгосрочным прогнозом социально-экономического развития страны до 2020 года. Его рассмотрение перенесено на 20 мая, то есть обсуждать и принимать документ, судя по всему, будет уже новый состав правительства.
- В этом документе должны быть всесторонне учтены новые ориентиры, которые действующий президент обозначил в выступлении на расширенном заседании Госсовета 8 февраля, - напомнил Сергей Иванов.
А вот с разбором причин, по которым сдвинулось принятие федеральной целевой программы повышения эффективности энергопотребления в стране в 2009-2010 годах и на перспективу до 2015-го, комиссия тянуть не стала.
- То, что наша промышленность и экономика в целом энергозатратны, - очевидный факт, - не скрывал первый вице-премьер. - И без решения этой проблемы мы не сможем перейти на инновационный путь развития и добиться конкурентоспособности.
Программу создания нового поколения машин, работающих на альтернативном топливе, Иванов предложил отдельно обсудить на следующем заседании промышленной комиссии. Скорее всего, такой разговор состоится 25 апреля, когда Иванов с коллегами будет изучать ситуацию в отечественном автопроме.