Похоже, правительству в очередной раз придется пересмотреть прогноз по инфляции, но уже не с 8,5 до 9,5 процента, а выше. С начала года она уже составила 4,8 процента, что выше, чем в прошлом году, когда за аналогичный период она дошла до отметки 3,4 процента. В дальнейшем ее росте не последнюю роль, кроме продовольствия, будет играть бензин. Если в начале года цены если и повышались, то незначительно, то в конце марта - начале апреля в некоторых регионах России цены подскочили более чем на два рубля.
Нефтяники грешат, как обычно, на рост мировых цен и увеличение экспортных пошлин. Чиновники говорят, что это не так. В частности, сказал источник в минфине, если взять наиболее яркий месяц - ноябрь прошлого года, то при цене нефти на мировом рынке 90,07 доллара за баррель пошлины уплачивались нефтяниками по предыдущему значению цены 71,61 доллара. Причем, добавил он, если бы цена на рынке в этот момент составляла 71,61 доллара за баррель, то в итоге они имели бы чистыми 50-60 долларов прибыли с каждой тонны нефти после уплаты всех налогов, а так получили по 134 доллара с тонны. Другое дело, пояснил источник, что цены на бензин будут расти хотя бы потому, что правительство каждый раз индексирует услуги естественных монополий. Таким образом, индексируется по всей цепочке как само сырье, так и бензин.
Плюс к этому, отмечают эксперты, с началом посевных работ, как известно, начинают расти цены на энергоресурсы. А если вспомнить о том, что правительство договаривалось с нефтяниками о заморозке цен на нефтепродукты осенью прошлого года, то рост сейчас объясняется вполне логично. Нефтяные компании начинают добирать потерянную ранее часть прибыли. Сколько такая ситуация сохранится, сказать пока никто не может. Но, объяснил нам представитель минфина, себестоимость каждой тонны нефти с учетом всех налоговых и экспортных выплат составляет около пяти тысяч рублей, цена тонны сформированной на свободном рынке, который только-только создается, 10 тысяч рублей. Правда, говоря о таких ценах, нефтяники почему-то забывают о том, что доля этого свободного рынка составляет всего лишь 10 процентов от общей добычи и производства. А цены будут оставаться высокими, пока доля свободного рынка, по подсчетам экспертов, не перевалит за 50 процентов.
Но что интересно, в условиях высоких мировых цен на нефть отрасль начинает переориентацию с экспорта на внутренние поставки. В январе-марте экспорт нефти в страны дальнего зарубежья снизился до 49,923 миллиона тонн (4 миллиона баррелей). Объем же поставок сырья на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), по данным ЦДУ ТЭК, вырос на 3,8 процента и составил 57,819 миллиона тонн.
Все эти, вместе взятые, факты говорят о том, что, во-первых, недостатка предложения горючего на внутреннем рынке быть не должно. А во-вторых, в росте цен заключено много спекулятивных факторов. Что в конечном счете приведет к очередному скачку инфляции, так как сюда добавляется рост цен на продовольствие не только на импортные товары, но и на отечественные. Ведь помимо непосредственно продукции сельского хозяйства дорожают и "сопутствующие товары", например, удобрения.
Насколько рост цен на удобрения является инфляционным фактором, вопрос дискуссионный. Сами аграрии, естественно, всегда поминают удобрения в числе растущих издержек наряду с электричеством и логистикой, но реальность такова, что они удобрения практически не используют - дорого. В передовых субъектах Федерации обеспеченность удобрениями составляет около 30 процентов, у аутсайдеров еще меньше.
Тем не менее последние решения властей направлены на то, чтобы компенсировать аграриям их расходы на удобрения и, может быть, в будущем побудить их закупать больше. Напомним, что с марта в России установлена экспортная пошлина на калийные удобрения в размере 5 процентов и на азотные - 8,5 процента. Заявляется, что эта мера даст бюджету 10 миллиардов рублей. Эти деньги предполагается направить крестьянам на компенсацию их расходов.
Что эта мера даст? Сначала - несколько штрихов к тому, как устроен этот бизнес. Он даже в тяжелые 90-е оставался или хорошим, или очень хорошим. Производителей не смущала узость внутреннего спроса, поскольку экспортных пошлин до поры не было, а мировые цены на удобрения только росли. Лишь за минувший год они поднялись на 60 процентов. Никого не удивляет, когда та или иная компания, пересматривая экспортные контракты, просто удваивает цифру. Так, с декабря внутренние цены поднялись на 40-45 процентов.
Естественно, около 90 процентов товара экспортируется. Если бы цены были ниже, был бы выше спрос среди отечественных крестьян на удобрения? Вопрос не так прост, как кажется. Расхожий ответ - "да". Аналитик Антон Субботин думает иначе: "В части калийных удобрений можно констатировать практически полное отсутствие внутреннего спроса. Отечественные селяне в первую очередь предпочитают вносить азотные удобрения, в меньшей мере фосфорные, так как эти виды удобрений прямо пропорционально влияют на рост биомассы. Использование калийных удобрений - это совершенно другой уровень агрокультуры, до которого российские сельхозпроизводители пока не дошли".
По мнению экспертов, компенсация аграриям затрат на удобрения задним числом не отразится на себестоимости аграрных продуктов. "Когда крестьяне сеяли, те, кто пользовался удобрениями, потратились по полной, - говорит один из экспертов. - Когда-то они получат часть денег назад и инвестируют их в другие работы, например, в уборочную кампанию. Тем временем подорожание того же топлива съест эти деньги". Аналитики соглашаются с тем, что субсидирование крестьян "передним числом" способно поднять внутренний спрос, что, конечно, приведет к росту урожайности, но опять же не окажет существенного влияния на цены на продукты. Возможно, они даже подрастут: "Прежде не вносили удобрений, не тратились на них, теперь вносят и тратятся, и хотя часть расходов тебе вернется, расходы все-таки возросли", говорит один из экспертов. Он также не исключает, что субсидирование вместе с ростом внутреннего спроса приведет к дальнейшей эскалации цен на удобрения.
Что касается производителей удобрений, то в ситуации, когда мировые цены растут в разы, 5 или 8 процентов погоды не делают.