25 апреля правительственная комиссия по промышленности, транспорту и технологиям рассмотрит программу модернизации российской почтовой службы. Документ будет вынесен на рассмотрение правительства в I полугодии. Однако уже сейчас почтовики приступили к реализации антикризисной части программы, которая, в частности, включает в себя такую важную составляющую, как предоставление финансовых услуг.
Поток сообщений о "большой банковской революции" на почте в последнее время не иссякает. Для нашей страны это дело новое. Однако почтовые системы развитых стран еще в 90-е годы превратились в крупнейшие финансовые институты и работают как полноценные коммерческие учреждения.
С приходом в некогда тихую организацию экс-главы Сбербанка Андрея Казьмина на те же рельсы стало и российское почтовое ведомство. Здесь теперь работают с вкладами, продают паи инвестиционных фондов, кое-где гасят кредиты. Сегодня на очереди еще более масштабный проект.
- Почта может получить самые широкие полномочия на рынке кредитования и сбережений, а в среднесрочной перспективе стать эмитентом собственных платежных карт и электронных денег, - говорится в проекте стратегии повышения доступности финансовых услуг, подготовленной в Ассоциации региональных банков "Россия".
Союз региональных банкиров видит почтовое ведомство "полноценным розничным агентом по предоставлению банковских услуг в полном объеме". Здесь считают необходимым загрузить почтовые отделения функциями кредитных брокеров и даже коллекторских агентств (в случае невозврата кредита).
В проекте предлагается оснастить все отделения почтовой связи POS-терминалами (в тех населенных пунктах, где установка банкоматов нецелесообразна). Как одно из предложений выдвигается выпуск почтовиками собственных платежных и электронных карт и превращение ведомства в оператора одной из электронных или мобильных платежных систем.
- На следующем этапе необходима интеграция системы платежей и почтового клиринга с платежной системой ЦБ, - добавляют авторы стратегии. По словам президента ассоциации "Россия" Анатолия Аксакова, документ будет утвержден в мае, после чего его направят президенту, правительству и Федеральному Собранию.
- Нынешняя система оказания почтовых услуг не соответствует требованиям современной экономики, - сообщили "Российской бизнес-газете" в пресс-службе "Почты России". - Однако говорить о конкретном спектре финансовых услуг, их стандартах и сроках внедрения пока преждевременно.
Николай Солабуто,
консультант по инвестициям компании "ФИНАМ":
- Когда Андрей Казьмин стал в свое время президентом Сбербанка, он дал карт-бланш в работе руководителям местных отделений. Результаты без преувеличения оказались феноменальными.
Герман Греф проводит сегодня прямо противоположную политику, пытаясь удержать все рычаги власти, полностью централизовать работу, и, увы, вряд ли это пойдет на пользу делу.
Если Казьмин также даст руководителям на местах свободу, например, по работе с клиентами, по стандартам оказания услуг и т.д., "Почта России" получит то же развитие, что и Сбербанк, аналогом которого она понемногу становится. В отдаленных регионах "Почта", безусловно, отберет клиентов у своего потенциального конкурента. Перед нами - продуманная бизнес-модель, которая, безусловно, даст результат.
Агван Микаелян,
генеральный директор ООО "ФинЭкспертиза":
- Идея превращения "Почты России" в полноценный финансовый институт, видимо, была основной при назначении Андрея Казьмина. "Обмен" с Германом Грефом, который ныне возглавляет Сбербанк, на мой взгляд, оказался очень удачным. Казьмин - финансист, способный организовать работу колоссальной сети почтовых филиалов. Греф - менеджер, который пытается поставить такую тяжеловесную структуру, как Сбербанк, на современные рельсы.
Казьмин находится в очень выгодном положении: ничего создавать фактически не надо, стартовых вложений не требуются: почтовые отделения есть в каждом селе. Не использовать такую замечательную платформу - грех. Другой вопрос, что для воплощения в жизнь всего задуманного ведомству нужна мощная модернизация, надо подготовить людей, научить их продаже современных услуг. При нормальном финансировании на это потребуется не так много времени.
В проекте есть и "социальная составляющая", которая коснется 10-15 процентов населения. В небольших городах, в селах банковская сеть фактически отсутствует, кроме почтальонов, вряд ли кто-то дойдет до самых отдаленных уголков страны. А объем услуг может быть колоссальным. Людям ведь надо платить кредиты, налоги и т. д. Сегодня для этого нередко приходится ехать в областной город. Так что при правильной организации дела можно получить весьма высокую рентабельность.
Сергей Шовиков,
финансовый аналитик:
- Почтовому ведомству явно требуются радикальные перемены. Главная проблема - кадровый голод, но, впрочем, о недостатках можно говорить долго. Чего стоят только самые дорогие в стране переводы - частные банки отправляют их куда дешевле и быстрее. С учетом развитой филиальной сети финансовые услуги могут стать драйвером роста предприятия. Кроме того, всем нам наличие двух банков, активно работающих с физлицами - Сбербанка и, условно говоря, "Почтового банка" - выгодно, ведь конкуренция - это повышение эффективности.
Наша справка
Российская почта - сеть федеральной почтовой связи, включающая 84 филиала, 42 тысячи отделений почтовой связи. Компания оказывает услуги в городах и сельских населенных пунктах по всей России. Убытки ведомства в 2007 году увеличились на 64,3 процента (до 4,6 миллиарда рублей против 2,8 миллиарда в 2006 году). При этом по итогам 2007 года 45 процентов доходов почтовиков составили поступления от коммерческих услуг, напрямую не связанных с почтовой деятельностью.