08.04.2008 04:00
Власть

Леонид Радзиховский: Почему пустует "свято место" оппозиции

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4632)
Читать на сайте RG.RU

"Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастная семья несчастлива по-своему".

Счастливая публичная политика - это острая, без страха перед чинами, открытая конкуренция между партией, находящейся у власти (формирующей правительство), и партией (партиями) в оппозиции. Есть тут конкретные разоблачения тех и других, ответы на обвинения, прямые, лицом к лицу, дискуссии. И есть реальная вера в общие базовые ценности, объединяющие политический класс (как правило, зафиксированные в Конституции), и понимание возможности и необходимости компромиссных решений по всем конкретным вопросам.

Политическая конкуренция, эта система публичных сдержек и противовесов, не только позволяет избегать многих глупых ошибок. Еще важнее то, что она самоценна не как результат, а просто как процесс. Это политический и идеологический рынок, живая, саморегулирующаяся политическая жизнь. Такое шоу и развлекает людей, и дает ощущение, что они сопричастны "политическому процессу". Эта конкуренция, эти схватки - школа для общества и политиков. Те и другие приучаются к культуре постоянного диалога, умению, преодолевая пещерные рефлексы, слышать того, с кем ты не согласен, учить его слышать тебя и т.д.

Политический диалог - пространство свободы. Оптимален диалог между примерно равномощными партиями. Тот же диалог так или иначе переносится и внутрь каждой партии (отсюда те самые праймериз). Наконец, это, повторяю, воспитывает "культуру свободы" в каждом политизированном человеке. Увы, все эти банальности - для нас лишь мечта. От которой мы, похоже, все удаляемся и удаляемся.

Публичной политической конкуренции у нас нет. Партия власти вообще нигде и никак не пересекается с оппозицией. Да и оппозиции реальной нет. Так, ошметки на обочине... Но это пиррова победа над оппозицией - победа над самой политикой, над политическим процессом как таковым. Народ чувствует великое отчуждение от политики. Да, тот самый народ, который абсолютно не сочувствует ни лидерам оппозиции, ни ее идеям, ни за что не станет за нее голосовать, тот самый народ чувствует великую скуку и тоску от отсутствия политической жизни, т.е. конкуренции.

Общество живо реагирует на внешнюю политику - хоть тут видят какой-то элемент игры, конкуренции, соперничества. А вот внутренняя политика, главная в любом нормальном обществе, у нас заменена муляжами. Политическую телегу каждый раз толкает вперед президент с его личным авторитетом, а дальше подключается "административный ресурс" - иначе народ на выборы не вытащить. Нет главного - саморазвития политического процесса, которое может появиться только в результате публичной конкуренции.

Монополия пагубно сказывается и на внутреннем состоянии партии власти: живой внутренний диалог в партии при отсутствии диалога внешнего - нереален.

Теперь об оппозиции. Но вначале два уточнения.

Первое. "У сильного всегда бессильный виноват", - но на самом деле положение, сложившееся в нашей политике, конечно, прежде всего заслуга власти. Именно она задает нормы и правила игры. Что, впрочем, никак не делает оппозицию ни умнее, ни честнее, ни адекватнее.

Второе. Под "оппозицией" я понимаю не КПРФ (об ЛДПР и речи нет), а более мне понятную "вечно полуживую" либеральную оппозицию, включая СПС, "Яблоко", а также многочисленные "комбинации осколков" из разных партий этого фланга.

Тот факт, что о них до сих пор говорят, - уже свидетельство патологии нашей политической системы. СПС и "Яблоко" проигрывают вторые выборы подряд. Их нет в парламенте, поддержка в обществе - если верить опросам и итогам голосования - в пределах 1-2 процентов. О ком, о чем вообще тут можно говорить? "Умерла так умерла".

Но они живы (или, точнее, полуживы) по одной-единственной причине: свято место - пусто. За годы правления Путина средний класс вырос и численно, и по своим возможностям во много раз. Востребована соответственно и праволиберальная идеология. В экономической политике отчасти эту нишу заполняет "ЕР". Но есть много вопросов, на которые партия власти не может ответить - хотя бы из-за своей слишком тесной связи с властью. Словом, объективная потребность в либеральной партии есть. Партии - нет. И по условиям нашего политического климата новая партия возникнуть не может. Не могут - вне ТВ - появиться новые политические лидеры. А в нашем ТВ они тем более появиться не могут. Поэтому - в том числе благодаря "режиму" - и продолжают "в анабиозе" существовать давно потерявшие поддержку старые виртуальные лидеры и бренды (говорить о "партиях" язык не поворачивается).

"Лузеры, никуда не попавшие, жаждущие власти и объединившиеся только ради того, чтобы урвать свой кусок... Собрание развратителей... Какой нормальный человек не пошлет к черту оппозицию, которая вместо Медведева и Суркова пытается всучить нам Анпилова, Удальцова и Лимонова? Вместо гриппа - пневмония". Кто так чехвостит оппозицию? Михаил Леонтьев? Нет. Это слова Валерии Новодворской!

По существу с ней трудно спорить - действительно, каковы идеи "либералов", приглашающих в компанию Лимонова с Анпиловым? Объединение - во имя чего? Что за "национал-либерал-большевизм"? Но обратите внимание на большевистский стиль самой г-жи Новодворской. Еще цитата: "Лидеры демократов - шкурники, и думают они исключительно о том, как бы погулять по экрану и потом читать лекции на Западе по повышенной ставке".

Не знаю, кто там о чем думает, но важно, что люди, которые вот так словесно расстреливают друг друга, считают себя "европейцами". Новодворская - диссидент среди диссидентов, но она просто озвучивает публично то, что другие говорят в кулуарах. "Конструктивный диалог", открытая конкуренция единомышленников внутри оппозиции оборачиваются такой бранью, что власть отдыхает. Вспомним 10 лет свирепого взаимоуничтожения СПС и "Яблока" - единственный их проект, который завершился полным успехом. Уж этот обоюдный маразм и позор ни на какой "режим" не спишешь. Лучше быть в одиночестве, но "монополистом", чем допустить хоть какую-то конкуренцию...

Извлечет ли оппозиция урок из своей "истории болезни" или будет по-прежнему во всем винить только власть?

Взаимная нетерпимость, агрессия - общая наша политическая культура. В том числе и у людей, называющих себя "либералами". "Какую партию ни строим - получается КПСС" (Черномырдин). КПСС не получается, а вот большевистский дух - налицо.

А сейчас... Не успели выбрать Медведева, как горохом посыпались заявления, что он - "нелегитимный президент", ставят Медведеву "ультиматумы". Люди, не набирающие 2 процентов голосов, называют нелегитимным того, кто набрал 70 процентов! Ну, вас не устраивает то, как проходила кампания, - понятно. Но зачем же говорить явную ерунду? Что за политический солипсизм,

аутизм - что меня не устраивает, того и нет в природе!

Это и называется, увы, "демшиза". Агрессивная неадекватность, поиски врагов, "чекистов под кроватью", настоящая фобия власти, борьба-ради-борьбы как способ политического существования. Если все это - "либерализм", "плюрализм", то что же тогда "авторитарно-оборонное сознание"?

Злобы в нашей политике хватает. Мыслей мало, примеров диалога нет.

Невесело. Не буду произносить вечные заклинания "нам нужна вменяемая оппозиция" и т.д. Никому она не нужна - ни властям, ни самим оппозиционерам. Всем и так удобно. А общество? Спит - как всегда.

Внутренняя политика