Российским законодательством признается право инвалидов на равные возможности с остальными членами общества. Но на практике же все оказывается сложнее.
В редакцию "Российской газеты" обращаются читатели - инвалиды и их родные с вопросом: почему дальше разговоров создание так называемой безбарьерной среды для особенных людей не идет? В проблеме разбиралась корреспондент "РГ".
Мы не слышим - пусть нас услышат
У Иры Ветровой тихий, но очень настойчивый голос:
- Вы поймите главное: инвалиды - это такие же люди, и относиться к ним тоже надо по-человечески. Конечно, они нуждаются в квалифицированной медицинской помощи, но медицинский аспект не настолько важен, как принято думать. Главное - наше общество должно наконец осознать, что инвалидов не жалеть надо - им надо дать возможность полноценно жить.
Ирина еще очень молода, поэтому горячится. Несмотря на первую группу инвалидности (последствие детского церебрального паралича), она сумела не только получить высшее образование, окончив Ярославский педуниверситет им. Ушинского, но и проработать после окончания вуза восемь лет в районном отделении соцзащиты населения. О ней и сегодня тепло вспоминают ребята из ярославского клуба молодых инвалидов "Родник". Как говорит сама Ира, в Ярославле это был единственный клуб, где люди с ограниченными возможностями могли не только с удовольствием общаться, но и реально помогать другим, оказавшимся в трудной ситуации.
- Мы помогали не только друг другу, но и навещали тех, кто не может встать с постели. Это помогало и мне, и другим ребятам не зацикливаться на своих болячках.
А еще члены клуба хотели опекать детей-сирот из детского дома, вместе проводить время, читать книги, устраивать соревнования. Однако планам сбыться было не суждено. Два года назад Иру пригласило к себе районное начальство и попросило... уволиться по собственному желанию. Дело в том, что отечественный законодатель решил: человек с первой группой инвалидности не может и не должен трудиться. Правда, ей предложили остаться руководить клубом... на общественных началах. Сегодня Ирина очень сожалеет, что ей отказали в праве на работу.
Вниз по пандусу
По данным администрации Ярославской области, на территории региона проживает 142083 инвалида старше 18 лет, что составляет 12,9 процента от общего числа жителей области, детей-инвалидов насчитывается 3289 человек. Почти половина из всех зарегистрированных инвалидов живет в областном центре. При этом необходимо заметить, что за прошедшие четыре года число ярославцев, официально признанных инвалидами, увеличилось более чем на 26 тысяч человек. Как говорят врачи, рост инвалидизации населения в регионе выше, чем в среднем в России.
Надо отметить, в регионе немало делается, чтобы люди с ограниченными возможностями могли жить более комфортно. Так, в Ярославле появилось социальное такси для инвалидов, на котором можно съездить и в больницу, и в поликлинику, да и просто в гости к знакомым. Вот уже несколько лет в рамках губернаторской программы "Окно в мир" дети-инвалиды получают компьютеры, которые им дарят спонсоры. Ежегодно для людей с ограниченными возможностями проводятся спартакиады, смотры-конкурсы. Все это, конечно же, хорошо. Но явно недостаточно. Ведь во всем мире, когда речь заходит о реабилитации инвалидов, в первую очередь власти стараются решить проблему их социальной адаптации в обществе. Это создание для людей комфортной городской среды, а также возможностей для инвалидов для полноценного обучения и трудоустройства.
- У нас инвалиды-колясочники, а также все те, кто не может самостоятельно передвигаться по городу, вынуждены сидеть дома, - говорит председатель Заволжского ВОИ Ярославля Пальмира Решетникова. - Ведь большинству наших колясочников из квартиры самостоятельно выехать и то проблема. Если человеку повезло и его родные ему смогли купить хорошую импортную коляску, он сможет относительно легко передвигаться на ней по ровной дороге, но въехать на бордюр, преодолеть лестницу в несколько ступеней, ведущую в подъезд, без посторонней помощи инвалиду не под силу. Я уж не говорю о том, что он вряд ли сможет съездить один в ближайший магазин за продуктами. Даже наша районная поликлиника не оборудована нормальным пандусом, не говоря уже о многих домах культуры, аптеках, библиотеках, школах и вузах.
К слову, о школах. Как известно, в большинстве европейских стран дети-инвалиды учатся совместно со своими здоровыми сверстниками. Именно это помогает социальной адаптации инвалидов в обществе. Им потом проще научиться общаться с людьми, получить профессию, устроиться на работу. Однако у нас о совместном обучении упоминать не любят ни больные, ни здоровые. И причина не только в недостатке пандусов... Так, Ирина Ветрова призналась нам, что сама никогда не хотела посещать уроки в общеобразовательной школе. Она и сегодня уверена, что поступила правильно, когда решила, что будет обучаться на дому:
- Многие мои знакомые девушки и юноши, которые страдали теми или иными заболеваниями, пытались учиться в обычных школах, но это было ужасно. Здоровые дети над ними постоянно смеялись и издевались. Когда мне исполнилось 18, я поступила в Ярославский педуниверситет. Помню, как боялась идти на первое занятие, всю ночь проревела, но, к счастью, все прошло нормально. У нас была очень хорошая группа, да и преподаватели ко мне относились очень хорошо, всегда помогали.
Ира убеждена, что именно низкая культура большинства земляков делает инвалидов изгоями общества. Их не хотят замечать ни власть имущие, ни рядовые граждане.
Прогноз с ограничениями
Статистика свидетельствует о том, что количество инвалидов в нашем регионе будет ежегодно возрастать. Однако сделать точный прогноз, сколько их будет через три, пять лет, не представляется возможным. Дело в том, что в Ярославской области отсутствует единая система учета инвалидов. Речь, подчеркнем, идет не только о получателях пособий по инвалидности, а обо всех людях, страдающих теми или иными выраженными нарушениями функций организма. Сегодня для создания такой системы нет ни специально разработанных программ, ни финансовых, ни технических средств. Между тем программа не только помогла бы вести учет инвалидов, но и дала бы возможность определиться, какие реабилитационные программы нужны больным людям. Пока же в Ярославской области, несмотря на большое количество страждущих, нет своего реабилитационного центра, в котором инвалиды могли бы получать медицинскую, психологическую и социальную помощь.
Ежегодно силами Всероссийского общества инвалидов в стране проводится своеобразный мониторинг, который позволяет определить, насколько комфортно в том или другом регионе России чувствуют себя люди с ограниченными возможностями. Сегодня в Ярославской области респонденты отмечают ухудшение качества соцобеспечения, лекарственного обеспечения, доступности медпомощи. Как утверждает Пальмира Решетникова, четыре года назад инвалидам намного проще было и лекарства нужные купить, и протез заказать, и коляску получить.
- Сегодня за лекарством, положенным по льготному рецепту, набегаешься, а к врачу вообще без боя не попадешь, - говорят сами инвалиды. - По три дня приходится осаждать поликлинику, все без толку. К узкому специалисту пути-дороги закрыты, к терапевту многочасовые очереди, а клинические анализы вообще сдать проблема. Их без предварительной записи и не берут. А чтобы явочку получить, нужно приходить задолго до открытия поликлиники и ждать. Для инвалидов это нереально.
Если же до районной поликлиники путь неблизкий и пешком не добраться, это катастрофа для инвалида. Общественный транспорт под его нужды не приспособлен. Идея оборудовать городские автобусы специальными выдвижными платформами пока дальше слов не продвинулась. Так что добраться колясочнику или плохо ходящему человеку в больницу, до места учебы или работы на автобусе или троллейбусе невозможно. Как невозможно и воспользоваться услугами туалета в общественных местах. В большинстве наших музеев, театров, больниц, зданий судов специально оборудованные кабинки для этих целей отсутствуют.
У ярославцев с ограниченными возможностями много трудностей: мизерные пенсии, скудное лекарственное обеспечение, изолированность в четырех стенах собственной квартиры. Но причина всех этих напастей одна - это глухота большинства сограждан к проблемам инвалидов. К сожалению, эту глухоту вылечить труднее всего.
Прямая речь
Ольга Лазаускайте, директор Центра занятости населения Ярославля:
- Работодатели, как правило, неохотно откликаются на наши просьбы о трудоустройстве у себя на предприятии инвалида. В регионе несколько лет действует программа "Организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поисках работы". В рамках ее оказывается помощь нескольким категориям граждан, в том числе и людям с ограниченными возможностями. За три месяца нынешнего года за счет средств, выделенных на реализацию программы, удалось трудоустроить 54 инвалида. Мы предлагаем сторонам заключить временный договор на два месяца. В течение этого срока люди не только получают заработную плату, но и материальную помощь, средства на которую выделяются в рамках той же программы. Финансирует ее федеральный бюджет, перечисляя необходимую сумму областному казначейству, оттуда они идут к нам, мы же перечисляем деньги на лицевые счета трудоустроившихся граждан. Ярославским инвалидам очень сложно найти себе работу. Бывает, что люди скрывают сам факт того, что у них имеется инвалидность. Особого выбора у этих людей нет, поэтому зачастую они соглашаются даже на самые малооплачиваемые должности - смотрителя в музее, санитарки или лаборанта в больнице, няни в детском саду, сторожа.