Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев выступил с инициативой построить новую железнодорожную трассу Москва - Нижний Новгород, поезда по которой разовьют скорость до 400 километров в час (путь между городами отнимет всего час с лишним).
Удастся ли региону убедить в необходимости этой затратной стройки федеральные власти? Валерий Шанцев верит в успех и рассчитывает на помощь японцев. Строительство может начаться в 2013 году - будучи на "Деловом завтраке" в "РГ", губернатор впервые обозначил этот срок.
Российская газета: Вы в Москву ехали поездом?
Валерий Шанцев: Да, удобно, в 22.45 сел, в семь утра - на месте. Но билетов не хватает, и комфорт не на мировом уровне, мягко говоря. 2 августа 2009 года по существующим железнодорожным путям открывается скоростное движение (скорость - 160 километров в час против 80 сегодня). Высокоскоростная дорога - принципиально новый проект - пойдет совершенно по другой трассе. На старой дороге скорость в 390-400 километров в час не разовьешь.
РГ: Вы эту идею, говорят, в Японии "подсмотрели"...
Шанцев: Между Токио и Сэндай (столица префектуры Мияги) - точно такое же расстояние, как между Нижним и Москвой. Я преодолел его ровно за 1 час 10 мин. Сидел, книжечку читал, попил чайку, посмотрел телевизор, меня даже ни разу не тряхнуло. Причем через Токио поезд идет в режиме "метро", останавливается на каждой станции, а вышел за город и как дал...
РГ: Деньги - из федерального бюджета?
Шанцев: К бюджету еще не обращались - нечего пока бюджетировать. Созданы две рабочие группы: в минтрансе и в Японии. Провели две конференции - в Нижнем и в Токио. Сейчас выбираем трассу.
РГ: Почему Япония?
Шанцев: У нас сейчас очень серьезные завязки по инвестициям. Думаем, как передовые японские технологии привести на Нижегородскую землю. Префектура Мияги - "близнец" Нижегородской области не только по расстоянию от столицы, но и по численности населения и структуре промышленности. Но на этом сходство заканчивается: если в России только ставится задача увеличить продолжительность жизни в 2020 году до 75 лет, там уже сейчас 83 года. По состоянию здравоохранения, образования, архитектуры, ЖКХ отличия колоссальны. ВРП Мияги в прошлом году - 75 миллиардов долларов, Нижегородской области - 15 миллиардов долларов. Это значит, что нижегородец работает приблизительно в 6-7 раз менее эффективно, чем японец, и во столько же раз ниже его доход, во столько же раз меньше его отчисления в бюджет на социальные программы.
РГ: Чем заняты рабочие группы?
Шанцев: К рабочей группе в Японии подтянуто около 40 ведущих фирм. Нужно решить два коренных вопроса: привязать технологию к нашим условиям и понять финансово-экономический механизм запуска этого инвестиционного проекта. В Японии этот проект осуществлялся с помощью государства. У нас будет частно-государственное партнерство с долей участия бизнеса не менее 20 процентов, а лучше еще больше. Планируем, что программа стартует в 2013 году.
РГ: Сколько будет стоить билет?
Шанцев: В Японии туда-обратно - 300 долларов, у нас будет примерно так же. Да, сейчас билет в СВ в один конец - три с половиной тысячи рублей, но новый поезд превзойдет нынешние по комфорту в разы, а по времени будет конкурентом самолету (40 минут лету, но с учетом регистрации, багажа, доезда до аэропорта - часа 4-5). Билет бизнес-класса на самолет сегодня - почти 500 долларов (13 тысяч рублей) в один конец. Так что экономика должна сложиться и авиапассажиров этот поезд заберет точно. К тому же в 2013 году, я надеюсь, бизнес-трафик между Нижним Новгородом и столицей возрастет в разы - новые реалии требуют повышенной мобильности.
Полностью текст "Делового завтрака"
читайте в одном из ближайших номеров "РГ"