08.04.2008 07:00
Экономика

Расследование "РБГ": Как построить завод

Сделать восемь шагов, преодолеть пять препятствий - и вы у цели
Текст:  Иван Лазуренко Валентин Масленников (предприниматели)
Российская Бизнес-газета - : №0 (648)
Читать на сайте RG.RU

Как в России построить завод? Деньги решают далеко не все: без железных нервов и богатого опыта за это дело лучше не браться.

Шаг 1. Осваиваемся в бизнесе

Расхожее заблуждение: если у вас есть энная сумма денег, можно сразу приступать к ее "освоению", в том числе через построение собственного производства. Это не так. Любой бизнес требует досконального изучения. Стандартная схема: выбор бизнеса - посредничество - партнерство с действующим предприятием - создание собственного.

Выбор бизнеса - упаковка продуктов питания - в 1998 году диктовался потребностями рынка (кто торгует без упаковки?) и резким удорожанием импортной тары. На этапе чистого посредничества (искали заказы для чужого завода) мы имели 25-30 тысяч долларов выручки. Когда купили свою печатную машину (цена - 80 тысяч фунтов, оплата частями) и недвижимость в нашем регионе (она тогда стоила недорого), оборот составил 150-180 тысяч долларов, маржа - 50 тысяч в месяц, что позволило рассчитаться и за машину, и за недвижимость, а в конце концов и перенести производство в Москву, ближе к клиенту, но на арендованные площади.

Теперь нужно из Москвы уезжать, чтобы построить свой завод от и до, какой нам нужен.

Почему нужно принципиально новое производство? Чтобы работать с компаниями уровня Danone и Ehrmann, которые до сих пор ввозят упаковку из-за рубежа, потому что не могут найти в России качественного поставщика.

Почему не в Москве? Арендные платежи неподъемны, покупка недвижимости нереальна. Нехватка электромощностей: даже в Подмосковье киловатт стоит 40 тысяч рублей, нам надо 400 киловатт - 16 миллионов только за подключение. Наконец, бесконечные проверки.

Шаг 2. Кредит

Даже если у вас есть деньги, вам не обойтись без кредитования. Если у вас есть деньги, то есть они не в обороте, вы - не бизнесмен.

Мы - клиенты Сбербанка с момента основания. Крупный, надежный банк - мы это почувствовали в 1998-м. Но при валюте баланса 60 миллионов рублей банк дал нам кредитную линию в 7 миллионов. Для покрытия кассовых разрывов - в самый раз, для стройки - маловато.

Разговор в инвестиционном отделе банка: вы найдите площадку под строительство, определите сметы, разработайте бизнес-план, получите разрешение на строительство, лимиты на газ и электроэнергию. Из необходимых инвестиций 30 процентов - это ваши средства, а 70 процентов - средства банка. Залогом будет выступать сама площадка плюс все акции предприятия, с которых по мере расчетов по инвестиционному кредиту снимаются обременения. Кредит дается по целевому назначению на пять лет.

Хорошая схема. Но если компания не имеет долгих отношений с тем или иным банком, получение кредита станет менее реально.

Шаг 3. Выбор площадки

Сначала рассматривали Серпухов, но недвижимость показалась дорогой - все-таки Московская область. Потом Переславль-Залесский, но по забитой Ярославке сырье и продукцию возить нереально. Поехали во Владимир, но шоссе Энтузиастов немногим лучше, да и риелтор показался мутным. Постепенно взоры обратились на юг. Варшавка, Каширка - нормальные, имеют дублеров, Симферопольское шоссе просто шикарное. Так оказались в Туле. Совершенно случайно, пообщавшись с одним из местных девелоперов, узнали, что Тульский молкомбинат продает одну из своих площадок в трех километрах от Симферопольского шоссе, на окраине большого поселка. Но денег, как всегда, нет, договорились о рассрочке.

Шаг 4. Оформление землеотвода

Изначально мы купили молзавод, а не землю, это 5 свидетельств о собственности на строения, но земля у него была в бессрочном пользовании решением местного совета 1950-х годов. Идем в администрацию района, заказываем земельное дело, организация проводит межевание, администрация утверждает проект границ земельного участка. На основании дела, которое утверждает территориальный отдел, получаем постановление и тут же делаем запрос на приобретение земельного участка в местную администрацию и приобретаем его в собственность. Сложного ничего нет, правда, это тянулось месяца три.

Шаг 5. Коммуникации

Проблем с газом и электричеством в Тульской области нет, хотя если мощность больше 400 киловатт, то придется брать лимит через Москву, и тогда - привет. Если меньше, то понятия "сколько стоит подключение" нет вообще. Если есть свободные мощности, вам их с радостью продадут, платишь только 3 тысячи рублей за оформление бумаг. С газом было чуть сложнее: лимит получали в Мострансгазе в Москве. К счастью, оказалось, что в 1974 году было постановление Госплана о переводе на газ молзавода. Запрашиваем в архиве это дело, получаем лимит. Без этой бумаги все было бы сложнее.

Шаг 6. Разработка проекта

Делаем геодезию (чтобы спроектировать фундамент, надо знать, что внизу). Организаций, которые за это берутся, полно в любом регионе. Затем ищем, кто сделает проект именно предприятия, а не просто здания. Дело в том, что если есть проект предприятия, то проще после запуска завода решать проблемы с СЭС, пожарными и так далее.

Из Москвы нужно уезжать, чтобы построить свой завод "от и до", какой нам нужен

К сожалению, в России проектов под упаковочное и печатное производство не делают вообще, нет специалистов (по крайней мере мы не нашли). Все строят без проектов производств и потом имеют головную боль с требованиями СЭС, МЧС и других надзорных органов. Если стоит задача не просто "удовлетворить контролеров" - российских, а пройти аудит международных компаний, и, может быть, в перспективе выйти на экспорт, все нюансы нужно предусмотреть еще на этапе проектировки.

Решение: ищем проектировщиков высокого уровня. Даже они не смогут сделать весь проект, но хотя бы они знают, кого привлечь на субподряд. В Москве цены заоблачные. Зато в Туле приятно удивляют и профессионализм, и цены. И хотя без привлечения специалистов-москвичей по субподряду не обошлось, получаем, что хотели.

Шаг 7. Разрешение на строительство

Если есть проект - все просто. Он предоставляется в Архитектурное управление по области, они ставят визу на нем и на ген-плане, и на основании этого глава администрации дает разрешение на строительство. Ростехнадзор контролирует узлы, связанные с повышенной опасностью, весь проект он не смотрит.

На самом деле очень многое нам подсказали в районной администрации. К власти приходят главы районов нового поколения - их интересуют наполнение бюджета и рабочие места. Спасибо реформе местного самоуправления.

Шаг последний. Выбор строителей

В банке нам намекали, что если мы возьмем кредит, нам, возможно, придется иметь дело с организацией, которую "порекомендует" банк.

В районе и в области подходящих бригад не нашлось. Нашли в отдаленной от Тулы области. Главное: договариваемся, что подрядчик ведет строительство в основном за свой счет, а мы, как только получим инвестиционный кредит, сразу же закроем процентовки и произведем оплату. Стройматериалы мы подбирали вместе с подрядчиком на местном рынке.

Выполнив условия инвестиционного отдела банка и потратив 30 процентов от общей сметы, собираем документы и идем в свой банк. Узнаем, что там многое изменилось:

- смена высшего руководства банка - менеджеры боятся сделать что-то такое, за что можно получить взыскание;

- кризис ликвидности - выросли проценты по инвестиционным кредитам, а срок кредитования уменьшился с 5 до 3 лет.

Итог: банк попросил залог на всю сумму инвестиционного проекта плюс проценты по нему за квартал. Выход один: завершить стройку и получить свидетельство на право собственности и оформить его как залог. Но для получения свидетельства о наличии объекта незавершенного строительства мы должны закрыть сметы подрядчику. Как только мы закрываем сметы, строители сразу вынуждены заплатить НДС.

Тем не менее завод стоит уже в корпусах, проводим коммуникации. Он обеспечит работой 50 человек, с семьями - 150 человек, причем с приличной зарплатой, что для небольшого райцентра имеет значение.

Эпилог

Создать производство с нуля - это возможно даже в России. Но наша страна остается территорией с массой искусственных и естественных препятствий для бизнеса. Перечислим их:

- неразвитая инфраструктура - забитые дороги, перегруженные сети, лимиты на газ;

- резкий рост цены недвижимости, подстегнутый непроизводственными секторами. Вклад недвижимости в цену товара всерьез не анализируется, но он огромен;

- налоговая система. НДС - налог "на работающих", его администрирование не выдерживает критики, логика его существования в современной, развивающейся России непонятна;

- дефицит кадров во всем, будь то проектировщики или строители. Дефицит подстегивает цену, но никак не стимулирует качество;

- непрозрачные и чересчур осторожные правила предоставления кредита. Парадокс - насколько легко получить "дурной" кредит на дорогую бытовую технику или автомобиль, который ложится бременем на банк, настолько трудно - под реальный инвестпроект;

- противоречивость целых пластов законодательства, которая заставляет чиновников, даже не коррумпированных, "вязнуть" по любому поводу.

Подготовил Евгений Арсюхин

Промышленность Бизнес