08.04.2008 03:00
Общество

Кто и зачем убыточную зверобойку пытается встроить в рынок

Кто и зачем убыточную зверобойку пытается встроить в рынок
Текст:  Александр Емельяненков Анна Смирнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4632)
Читать на сайте RG.RU

Может так случиться, что нынешний сезон станет последним, когда в России официально разрешен промысел новорожденных детенышей гренландского тюленя. Соответствующие поправки в Правила охоты и рыболовства, а также в другие подзаконные акты сейчас рассматриваются в правительстве.

Частный, как кажется на первый взгляд, вопрос вырос до проблемы национального масштаба - уж очень сильно бьет по имиджу страны этот жестокий и скоротечный вид зверобойного промысла. Каждый год с приходом весны проблема актуализируется, поворачиваясь к людям то одной, то другой своей гранью. Но стержневая суть конфликта остается неизменной: вправе ли человек так безжалостно поступать с беззащитными детенышами животных?

Шумная вылазка эстрадных звезд, побывавших в середине марта в Архангельске и на льду Белого моря, на какое-то время лишь раззадорила апологетов зверобойки, подрастерявших за последние годы свои бойцовские качества. Оно и понятно: нет раздражителя, нет и реакции. Но одно дело - обрушиться с бездоказательными нападками на "зеленых", и совсем другое - оппонировать сухим расчетам экономистов и бухгалтерским сальдо, из которых безжалостно следует, что тюлений промысел в условиях рынка, если не будет госдотаций, зачахнет сам собой.

Что, собственно, и произошло на той части беломорского побережья, которая принадлежит Карелии и Мурманской области. Бывшие рыболовецкие колхозы, а теперь все больше ЗАО и АО по инерции еще наделяются квотами на добычу тюленя, но уже который год сознательно от них отказываются. И только несколько хозяйств в Мезенском и Приморском районах Архангельской области - в единственном субъекте Федерации! - все еще на что-то надеются, тщетно пытаясь повернуть вспять естественный ход событий.

То, что считалось традиционным вчера и худо-бедно кормило поморские семьи, сегодня становится или уже стало достоянием истории и не может обеспечить должного экономического и социального развития. А сохранять отживший промысел под предлогом сохранения "традиционного поморского уклада" - затея надуманная и вредная. Вредная потому, что затушевывает все более явную необходимость возрождать забытые и развивать новые, не связанные со зверобойкой виды деятельности в поморских селах.

На словах руководители областного и районного звена как будто выступают за поиск достойных альтернатив зверобойке, а на деле ищут для нее новые формы и старые оправдания.

В эти дни промысел тюленят в Белом море ведет компания "Рибер Скинн-Поморье". Это совместное российско-норвежское предприятие, зарегистрированное в 2007 году в Архангельской области, по некоторым данным уставной капитал - 200 тысяч рублей. На этапе создания компании руководство норвежской фирмы GS Rieber skinn AS заявляло: суть новой концепции в том, чтобы сами поморы добывали шкуры, владели квотами и сдавали сырье на переработку в цех, который будет построен в Архангельске. Планировалось построить на Соломбальской судоверфи 20 зверобойных лодок.

Тут надо пояснить, что последние тридцать лет на промысле применяли не лодки, а вертолеты Ми-8 - с их помощью доставляли со льда убитых бельков (тюленята в возрасте до 10-15 дней) и отловленных живыми хохлуш (тюленята в возрасте двух-трех недель, когда начинается первая линька). Резкое вздорожание топлива и общих расценок на услуги авиаторов вынудило организаторов зверобойки отказаться от ими же придуманного "ноу-хау" с вертолетами и обратиться к опыту канадцев и норвежцев, где отстрел тюленей ведут с промысловых судов и небольших лодок.

В марте прошлого года без особой публичной огласки между Архангельской областью и Норвегией было заключено соглашение, производным от которого и стала фирма "Рибер Скинн-Поморье", а ее директором - Сергей Пахолов. Нынешний промысел ведется тремя судами, одно из которых арендовано у Архангельского тралового флота, второе - у северодвинской "Звездочки", третье судно компания купила и переоборудовала под ведение промысла самостоятельно. Среди зверобоев в основном жители Архангельска, из прибрежных деревень - всего несколько человек. Что, впрочем, понятно: чтобы работать по "норвежской" методе, нужны другие навыки. И гораздо проще обучить этому горожан, чем переучивать на зарубежный манер привыкших работать по старинке колхозников-поморов. Возникает лишь вопрос - а что же тогда называть "традиционным" и "исконно поморским"?

Помимо "Рибер Скинн-Поморье" виды на зверобойку имеет созданное несколько лет назад ООО "Белое море". Тут тоже по примеру норвежцев решили перейти на плавсредства - взяли в аренду судно "Капитан Орлов", собрали команду зверобоев в количестве 43 человек. Но долго не могли выйти в море, потому что не хватало разрешительных документов. И глава этой компании Михаил Широкий откровенно возмущался, что "норвежцы" уже ведут промысел, а "бело море" - нет...

Одновременно с этим заместитель руководителя областного комитета по рыбному хозяйству Павел Скорняков подтвердил, что администрация Архангельской области обратилась в Госкомрыболовство с просьбой запретить промысел детенышей гренландского тюленя в возрасте до двух недель. По другим данным, речь может идти о запрете промысла тюленя в возрасте до одного года. Какое из этих предложений найдет поддержку в правительстве и найдет ли вообще, мы узнаем в ближайшее время.

Ученые и представители общественных организаций, в частности директор Международного фонда защиты животных в России Мария Воронцова в письме на имя министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева предлагают ввести полный запрет на промысел детенышей гренландского тюленя в возрасте до одного года. Как следует из этого документа, "промысел должен быть запрещен из-за своей жестокости, экономической нецелесообразности, а также учитывая, что популяция гренландского тюленя резко сокращается в связи с глобальным потеплением и сокращением льда в Арктике".

Нас поддерживают и сотни тысяч людей в России, поставивших свои подписи под петицией в защиту тюленей, которая была передана в минприроды, говорится в письме.

Анна Смирнова, Александр Емельяненков

АРХАНГЕЛЬСК

Природа