09.04.2008 07:30
Власть

Верховный суд облегчил участь солдат-дезертиров

Верховный суд разъяснил, как рассматривать дела дезертиров
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4633)
Читать на сайте RG.RU

Верховный суд России существенно облегчил участь солдат, ставших дезертирами поневоле: если боец бежал из полка от дедовщины, срок ему не грозит.

Во всех странах мира дезертирство - уголовное преступление. В военное время за него даже расстреливают. В мирное просто сажают. Российские суды каждый год отправляют за решетку несколько сотен солдат, убежавших из армии. Однако в данном случае нельзя брать всех, как говорится, под одну гребенку. Порядки в наших казармах хорошо известны. Что делать, если новобранца затерроризировали и он сбежал? Таких нельзя сажать. Это не благое пожелание, а указание Верховного суда.

- Судам следует иметь в виду, что военнослужащие, впервые совершившие самовольное оставление части или дезертирство вследствие стечения тяжелых обстоятельств, могут быть освобождены от уголовной ответственности, - сообщили в высшей судебной инстанции.

С течением тяжелых обстоятельств следует понимать неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера. Это может быть, скажем, тяжелая болезнь родственников или смерть близкого человека. Обычно в таких случаях военному дают отпуск, но всякое бывает. Если командир проявил черствость, а солдат сбежал, его, конечно, по головке не погладят и как-то накажут. Но под статью не подведут.

Другая распространенная солдатская горесть - измена невесты - скидок от следователей не сулит. Если боец бросил пост и пошел с ней разбираться, скорее всего, попадет под суд. Либо как самовольщик, либо как дезертир.

Поймет судья и не осудит, когда солдат болел, но не мог получить помощь, или попал под пресс дедовщины. Правда, в таком случае бойцу еще придется доказать, что бежал именно от казарменных побоев. Прокуроры при этом будут задавать ему неудобные вопросы: почему не жаловался? Хотя жаловаться в подобных ситуациях опасно. В жизни бывает и так, что помочь никто не поможет, зато жалобщика потом затерроризируют остальные солдаты. Поэтому при очень тяжелых обстоятельствах солдат может оставить часть, и это будет считаться крайней необходимостью.

Зато легко могут попасть в тюрьму пацифисты, не желающие трудиться. Точнее - направленные на альтернативную гражданскую службу и сбежавшие с нее. Перечень предприятий и учреждений, где проходят службу призывники-альтернативщики, определен правительством России: всего утверждено 256 таких организаций, заменяющих армию. Это могут быть и оборонные заводы, и больницы, и дома престарелых. Труд низкооплачиваемый, но благородный. Из более чем тысячи нынешних альтернативщиков 52 процента работают в социальной сфере - больницах, интернатах, детских домах. Остальные в основном трудятся в строительстве и на военных заводах, хотя есть и преподаватели школ и колледжей.

Здесь тоже действует экстерриториальный принцип комплектования: "альтернативщики" трудятся за пределами региона, из которого направляются. Но, как показывает практика, многие не выдерживают тягот лишения гражданской службы и сбегают. Например, как писала пресса, недавно сразу несколько альтернативщиков, которых направили работать в психиатрические клиники за 2,5 тысячи рублей в месяц, разъехались по домам. Интересно, что это была не какая-то альтернативная зарплата для призывников, а обычный оклад для персонала больницы. Как поясняют в Роструде, который курирует альтернативщиков, у призывников был выбор: или в армию, или на тяжелую работу. Речи об освобождении от призыва как такового не шло. Поэтому Верховный суд пояснил, что и гражданских уклонистов надо судить.

Но главные новости касаются тех, кто не хочет служить, а прав на освобождение от призыва никаких не имеет. Верховный суд пояснил, что уклонением от призыва будет считаться и симуляция болезни, и покупка липовых документов, и членовредительство. Если призывник не является по повесткам в военкомат, то рано или поздно на него заведут дело. Правда, "письма счастья" из военкомата надо вручить лично призывнику и под роспись. Иначе будет считаться, что он ничего не ведал. Есть маленькое уточнение, если юноша будет отказываться поставать подпись, он тоже попадет под статью.

Если уклонист вдруг получил право на острочку, например, поступил в институт или стал многодетным отцом, то может смело являться в военкомат. Дело против него прекратят в силу изменившихся обстоятельств.

Досье "РГ"

По данным Генштаба в России насчитывается 11,8 тысячи уклонистов от военной службы. В настоящее время альтернативную гражданскую службу (АГС) проходят 1 тысяча 155 юношей, ее срок уменьшился до 21 месяца. В 2008 году заявления о прохождении АГС подали 175 призывников, положительные решения приняты в отношении 162 человек.

Армия Госуправление