Вчера в городе-курорте начал свою работу трехдневный семинар-совещание профсоюзного актива северокавказского региона. Руководители предприятий, представители работников и власти обсуждали, как грамотно защищать права трудящихся.
Как выяснилось, главная проблема в этой сфере – неэффективная реализация идеи социального партнерства. Обрастая все новыми соглашениями и договорами, оно, по сути, так и не стало продуктивной формой взаимодействия между профсоюзами и работодателями.
Сегодня исполнительная власть любого уровня не может в приказном порядке заставить повысить цену рабочей силы. Едва ли не единственный рычаг, с помощью которого можно хоть как-то управлять этим процессом, – социальное партнерство.
В настоящее время на Ставрополье численность работников, чьи трудовые отношения регулируются коллективными договорами, составляет около 90 процентов от среднесписочной численности людей, занятых на крупных и средних предприятиях. Судя по темпам ежегодного прироста, этот показатель уже в ближайшее время может быть доведен до 100 процентов.
Но будет ли этот факт показателем эффективности партнерских взаимоотношений, свидетельством подлинного улучшения положения сотрудников?
– Нет, – убежден заместитель председателя краевого правительства – министр труда и социальной защиты населения СК Николай Пальцев. – В прошлом году специалисты органов по труду провели более 150 выборочных проверок предприятий и организаций по выполнению обязательств коллективных договоров. Проверка показала: в большинстве организаций существенного улучшения их содержания не произошло. В лучшем случае они воспроизводят гарантии и компенсации, установленные законодательством. В худшем – допускают ущемление даже того минимума прав, который гарантирован государством.
Причины столь явной профанации сути социального партнерства известны. Многие директора, пользуясь неограниченной властью на своих предприятиях, не склонны подчиняться каким-либо соглашениям либо и вовсе не желают вступать в переговоры. Так, на шести территориях Ставропольского края (Минераловодский, Изобильненский, Красногвардейский, Новоалександровский, Предгорный, Труновский районы) до сих пор не созданы соответствующие объединения работодателей.
Однако в отдельных случаях ситуацию во многом усугубляет явная слабость и зависимость профсоюзов.
– Все чаще приходится сталкиваться с тем, что сторону работников в коллективном договоре представляет профком предприятия, а работодателя – управляющая компания, то есть организация более высокого уровня, – рассказывает начальник отдела трудовых отношений министерства труда и соцзащиты населения СК Алевтина Журавлева. – В таких случаях проведение переговоров на равных условиях первичной профсоюзной организацией – занятие не из простых. Поэтому работники вынуждены довольствоваться тем, что им предоставляют «сверху», из-за пределов предприятия.
Кроме того, продолжает увеличиваться и число коллективных договоров, в которых сторону сотрудников представляют не профсоюзы, а кто-то другой. Таких по итогам прошлого года – 22 процента от числа действующих в крае. Но если профкомы на предприятиях имеют гарантированные законом права, то полномочность «иных» представителей работников под большим вопросом.
– Чтобы нормально функционировала создаваемая годами трехсторонняя система социального партнерства, нужны как воздух сильные профсоюзы, – подвел итог своему выступлению Николай Пальцев.
Для этого, в принципе, требуется не так много – чтобы сами работники знали трудовое законодательство и умели защищать положенные законом права без оглядки на возможные отрицательные последствия со стороны работодателей.