09.04.2008 04:20
Экономика

Навигация на Волге у Саратова под угрозой срыва

Пассажирской навигации в этом году может и не быть
Текст:  Маргарита Спиричева (Саратов)
Российская газета - Средняя Волга: Саратов: №0 (4633)
Читать на сайте RG.RU

Саратовские владельцы судов, даже не озаботившись мотивировкой, отказались обслуживать пассажиров в эту навигацию, несмотря на то, что на совещании в правительстве области было решено обеспечить открытие пассажирских речных перевозок к 21 апреля.

В последние годы речных пассажиров в Саратовской области перевозят в трех районах: на переправе "Хвалынск - Духовницкое", по трем линиям в Вольске и трем линиям в Саратове. Если переправой в прошлом году пользовались 8,5 тысячи человек, то в Вольске речным транспортом проехало уже 18 тысяч, а в областном центре этот вид транспорта оказался нужен 81 тысяче дачников.

С Хвалынском в этом году проблем почти не ожидается: 20 апреля планируется открыть навигацию на пароме. А вот в Вольске она может быть начата только в первой половине июня, поскольку в этом районе на Волге наблюдается высокий уровень воды. В Саратове же начать навигацию планировалось не раньше конца апреля - начала мая. Но неожиданно выяснилось, что она и вовсе под вопросом.

Дело в том, что саратовские речники, занимавшиеся пассажирскими перевозками, не хотят подписывать договор с правительством области на обслуживание населения. Министр по развитию транспортного комплекса области Сергей Шейкин считает, что такое решение может вызвать социальное напряжение. Дело в том, что в дачные массивы, расположенные в Шумейке, Сосновке и Кошелях, трудно добраться другим транспортом: если туда и ходят автобусы, то их число явно недостаточно.

Речные перевозки дотируются государством сразу по двум направлениям: во-первых, это компенсации убытков в связи с государственным регулированием тарифов, а во-вторых - покрытие расходов за перевозку льготных категорий граждан. В прошлом году саратовские речники за это получили соответственно 7,7 и 1,4 миллиона рублей из областного бюджета. На этот год им предусмотрено выделить 9 миллионов, и еще полтора миллиона, по прогнозу, потребуется на оплату перевозки льготников. Плюс 900 тысяч рублей, вырученных от продажи билетов. Другими словами, примерная стоимость перевозки 81 тысячи человек - 12 миллионов рублей. И если в прошлом году перевозка осуществлялась восемью судами, то в этом нужно запустить хотя бы четыре. При этом на балансе у саратовских речников всего находится 10 теплоходиков трех типов - "ОМ", "Волга" и "Москва".

Именно сохранность этой небольшой, но жизненно важной части речного флота и вызывает опасения в областном правительстве. В конце 2006 года речной порт продал полный пакет акций предприятия, перевозящего пассажиров, частному лицу за 12 миллионов рублей. Каждое из десяти суденышек 1978 года выпуска сейчас стоит больше этой суммы. Соответственно, появились сомнения в законности сделки.

К тому же в 2007 году областной бюджет выделил 9 миллионов рублей для восстановления речного флота. Если флот не выполняет своего прямого назначения (то есть не перевозит пассажиров), получается, что эти деньги пропали зря? Министр транспортного развития области Сергей Шейкин, который занимает этот пост с прошлой осени, считает, что области необходимо иметь в собственности хотя бы блокирующий пакет акций речного предприятия, чтобы не потерять волжский флот совсем. По его словам, сейчас все материалы по сделке направлены в транспортную и областную прокуратуры. Кроме того, Счетная палата ведет проверку по факту финансирования речного флота из областного бюджета. Планируется привлечь к проверкам также антимономольный комитет. Впрочем, уже есть неофициальные сведения, что акции перепроданы другому юридическому лицу.

Зампред правительства области Александр Стрелюхин заявил на совещании, что не так важно, кто владеет флотом, если тот выполняет свою основную задачу - перевозит пассажиров. Он поставил задачу ускорить открытие навигации: весна в этом году аномально ранняя, Волга уже полностью очистилась ото льда, и люди устремились на свои дачные участки. Для того чтобы пустить теплоходы к 21 апреля, будет ускорен ремонт остановочных пунктов, пострадавших после паводка. На всякий случай прорабатываются вопросы по привлечению судов из других областей и по замене этих маршрутов наземным транспортом.

Кстати, в прошлом году, который также отличался теплой и ранней весной, навигация была открыта 29 апреля.

Комментарий

Владимир Ткаченко, старший инспектор Средне-Волжской инспекции Российского Речного регистра:

- Средний возраст судов в Саратовской области 40-45 лет. Соответственно и корпуса, и оборудование существенно изношены. Однако в зимний период ремонт судов если и выполнялся, то без нашего наблюдения. Ситуация складывается таким образом, что у судов кончились разрешительные документы, которые позволяли осуществлять эксплуатацию в предыдущие годы. У них нет достаточного количества спасательных средств, коротковолновых радиостанций дальнего радиуса действия. Подготовить суда и документы за короткий срок достаточно проблематично. Но если судовладельцы предпримут активные меры, то это все же можно будет сделать.

Водный транспорт Саратов Средняя Волга