10.04.2008 06:30
Общество

Будущие судьи будут проходить через психологическое исследование личности

Судебный департамент при Верховном суде РФ предлагает тестировать кандидатов на должность судьи
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4634)
Читать на сайте RG.RU

Совет судей России считает необходимым ввести специальные тесты для будущих судей.

С помощью психологических исследований по новейшим методикам иногда можно узнать о человеке больше, чем выявит любая спецпроверка ФСБ. А тем, кто пройдет строгий отбор на пост судьи, предстоит постигать высокие технологии. Ведь в перспективе суды готовятся принимать электронные документы в качестве доказательств, истцы из дальних регионов смогут судиться с ответчиками, скажем, находящимися в Москве, по видео-конференц-связи, присяжные же будут жить в специальных гостиницах.

Подробности необычных проектов, которые готовят для судейского сообщества, корреспонденту "РГ" сообщил генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев.

Вместо детектора - психолог

Российская газета: Сегодня многие ведомства пропускают кандидатов на службу через проверку на детекторе лжи. Как вы думаете, для судей подобные процедуры назрели?

Александр Гусев: В Курской области проводился эксперимент, когда кандидатов на должность судьи проверяли на детекторе лжи. Это проходило в рамках эксперимента, в ходе которого мы изучали все аспекты психологического обеспечения. Это и психологические тесты, и собеседования с психологами, и добровольная проверка на полиграфе.

Опыт оказался удачным, но, чтобы его распространить, необходимы изменения в законе. Я полагаю, что на данном этапе достаточно, чтобы кандидат проходил психологическое исследование личности. Мы предлагаем сделать подобную процедуру обязательной для всех, кто претендует на должность судьи.

РГ: Помогут ли тесты разоблачить тех, кто стремится в судьи с нечистыми намерениями?

Гусев: Разработаны методики, позволяющие полностью изучить личность человека, в том числе выяснить мотивы, зачем он идет в судьи, а также насколько он честен. Кроме того, работа судьи - это постоянный стресс. Психофизилогические исследования помогут выяснить, готов ли человек к таким психологическим нагрузкам.

РГ: Понятно, что отправлять человека в тюрьму всегда неприятно. Однако надо ли специально тестировать судью на крепость характера? Может быть, и лучше, если он хотя бы один раз дрогнет и не посадит?

Гусев: Приговор в любом случае должен быть справедливым и обоснованным. Судья - носитель судебной власти. Выносить решения по делам и по сути решать судьбы людей - его профессиональная обязанность. И всегда большая ответственность. Судья выполняет тяжелейшую работу и, соответственно, испытывает огромные психические и эмоциональные нагрузки.

Весь процесс будет записываться на пленку, так что протокол не "подчистишь". Это еще одна страховка от коррупции

Как следствие, возникают сердечно-сосудистые заболевания. У нас часто бывают случаи, когда судьи, в основном по уголовным делам, после вынесения приговора испытывают состояние сильного "судебного стресса". Этим медицинским термином психологи называют состояние сильной эмоциональной перегрузки, сопровождающееся депрессией и чрезмерной раздражительностью. Нередко судьи испытывают состояние "профессиональной деформации". Это когда судья кричит на представителей сторон в процессе и выглядит излишне возбужденным. Есть состояние "эмоционального выгорания". Это когда меняется отношение к окружающему миру.

РГ: Таким точно надо к психиатру...

Гусев: Для таких судей психологи подготовили специальные реабилитационные программы. А кандидатов предлагаем проверять в том числе на устойчивость к стрессам. Наши предложения будут обсуждаться на предстоящем съезде судей.

Жалобу на соседа - через телевизор

РГ: Давно перестали быть новинкой "видеопроцессы", когда с помощью видеосвязи рассматриваются кассационные жалобы в уголовных делах. Планируется ли расширение практики?

Гусев: Сейчас обсуждается вопрос, чтобы использовать видео-конференц-связь при гражданских процессах.

РГ: То есть если я подам в суд, скажем, на соседа, то могу на процесс не ходить, а увижу все по телевизору?

Гусев: Вряд ли в этом будет смысл. Возможно, вам будет легче дойти до суда пешком. А подобные системы предлагается использовать, когда истцы и ответчики живут в разных регионах. Вот распространенная ситуация: человек нанялся на работу в другую область, а с ним там незаконно обошлись - что-то недоплатили или уволили с нарушениями. В суд в таком случае надо подавать по месту ответчика. Истцу, если он захочет участвовать на процессе, придется каждый раз совершать дальние поездки. Да еще оплачивать дорогу адвокатам. Даже если это будут соседние регионы, такой суд влетит в копеечку. А ведь по контракту, бывает, уезжают и через полстраны, скажем, работать на Севере или в Сибири.

РГ: Значит, в перспективе судебной видеосвязью сможет воспользоваться любой гастарбайтер?

Гусев: Если он гражданин России или проживает на территории нашей страны, то никаких проблем. Системы видео-конференц-связи уже работают во всех судах субъектов РФ: областных, краевых, республиканских, для чего оборудовано 143 зала судебных заседаний. А в будущем мы установим видео-конференц-связь и во всех районных судах. Тогда станет возможным ее использование и на гражданских процессах. Причем не только если участники будут жить в разных регионах. Возможна и другая ситуция: человек живет в удаленном районе, а его дело рассматривается в областном центре. Что легче: купить билет и поехать или прийти в местный районный суд и включить телевизор?

Процедура еще обсуждается. Сейчас прорабатывается в соответствующих инстанциях: кто и на каких условиях получит право пользоваться судебной системой видео-конференц-связи.

РГ: Если заключенный подал гражданский иск, он лишен возможности участвовать в процессе. Закон не разрешает этапировать в таком случае арестанта в суд, тем более в другой регион. Решит ли эту проблему видео-конференц-связь?

Гусев: Поживем - увидим. Теоретически и технически это возможно, ведь системы видео-конференц-связи установлены и в сизо. Но чтобы использовать их в гражданских процессах, нужно законодательное решение.

В суд - через киоск

РГ: Сегодня активно обсуждается вопрос так называемого интерактивного правосудия, когда гражданское дело можно рассматривать без явки в суд. Написал заявление - и жди, когда тебе ответят. Не будет ли такой процесс немного напоминать Кафку, когда неизвестно кто неизвестно где будет решать твою судьбу?

Гусев: Что касается интерактивного правосудия, то это вопрос не к нашему департаменту. Мы, напомню, занимаемся обеспечением судов общей юрисдикции, в том числе внедрением программы ГАС "Правосудие".

РГ: Но все же об идее слышали?

Гусев: Да. В принципе этот вопрос сейчас живо обсуждается в судейском сообществе, и с большим интересом. Суть идеи в том, что человек подает заявление, не являясь в суд, его дело рассматривается, и потом через банк судебных решений он узнает о результатах рассмотрения этого дела. При этом определение "неизвестно кто, неизвестно где" здесь не подходит. Благодаря той же системе ГАС "Правосудие", человек будет знать - кто, где и когда рассмотрел его дело, какие аргументы использовал, на какие законы ссылался. К тому же в таком режиме будет рассматриваться определенная категория дел. Например, когда гражданин будет обжаловать какой-либо нормативный акт. Но говорить о каких-то подробностях пока рано: идея не реализовалась в конкретные законодательные воплощения.

РГ: Не секрет, что во многих государственных организациях гражданам неуютно: им грубят, их гоняют по кабинетам, держат в очередях. А как с этим дело обстоит в судах?

Гусев: Правосудие должно быть открытым и доступным. Это главное направление, в котором развивается судебная система.

РГ: А как это выглядит на практике?

Гусев: Подготовлен ряд предложений в рамках реализации законопроекта "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в РФ", который сейчас рассматривается в Госдуме. Предлагается, в частности, создать в судах приемные для граждан, где посетители смогут получать всю необходимую информацию. В каждом суде появятся также электронные информационные киоски. Мы уже начали их установку в судах обла-стного звена. Надо минимизировать хождение человека по кабинетам: он должен прийти, спокойно, без очереди получить в одном месте всю необходимую информацию: где слушается дело, куда подавать документы, образцы заявлений и так далее. Всего предполагается установить в судах общей юрисдикции более 2500 информационных терминалов.

РГ: Это все в рамках нашумевшей ГАС "Правосудие"? Когда же она будет наконец завершена?

Гусев: ГАС "Правосудие" вступила в строй уже в ноябре 2006 года. Эта система не имеет аналогов в мире по количеству объектов информации и охвату территорий. На всей территории России создана кооперация исполнителей работы по ее эксплуатации и развитию основных информационных центров. Сейчас мы развиваем ее. На сегодняшний день оборудовано более 66 тысяч автоматизированных рабочих мест. К осени их будет 75 тысяч, объединенных в единую информационную систему и обеспеченных, кроме всего прочего, бесперебойным питанием.

Присяжным готовят люкс

РГ: Помогут ли новые технологии в борьбе против коррупции в мантии?

Гусев: С их помощью будет пресечена сама возможность каких-то изменений, подчисток в материалах дела. В более чем 240 судах общей юрисдикции внедрена система аудиозаписи. Весь ход процесса записывается, и всегда можно сличить запись с протоколом. К концу года появится уже 700 залов, где будет вестись аудиозапись судебных процессов. На совете судей мы обсудим возможность и видеопротоколирования процессов. Соответствующая аппаратура также уже установлена в ряде судов, а в перспективе появится везде.

РГ: Неужели секретари судов останутся без работы, по крайней мере на время заседаний?

Гусев: Нет, стенограмма судебного заседания остается обязательной составляющей процесса судопроизводства.

РГ: До какой степени может дойти прозрачность правосудия? Что если на судебных сайтах публиковать, скажем, еще и фотографии осужденных за изнасилование? Или их жертв?

Гусев: До этого точно не дойдет. Но вопрос на самом деле сложный. Сейчас идут споры о том, какая информация должна храниться в банках судебных решений. Например, дела об усыновлении - это тайна. Или, например, с делами об изнасиловании? Их публикация в Интернете вряд ли понравится потерпевшей стороне. Да и с этической точки зрения - надо ли их публиковать? Все эти моменты требуют законодательного урегулирования. Но к числу несомненных плюсов создания банка можно отнести то, что каждый судья сможет обращаться к тому или иному решению и находить правильный выход из сложной юридической ситуации.

РГ: Недавний фильм Никиты Михалкова "12" вновь привлек внимание к судам присяжных. В некоторых странах судей из народа изолируют на время процесса. А у нас они вынуждены ездить в суд на трамвае, иногда - одним рейсом с дружками подсудимого. Планируется ли как-то изолировать присяжных на время процесса?

Гусев: Сейчас обсуждается вопрос строительства гостиницы для присяжных при Мосгорсуде. Это будет эксперимент, но в перспективе, конечно, мы будем двигаться именно в этом направлении. В прошлом году, кстати, прошло более 600 процессов с участием присяжных заседаталей. На время суда присяжные, конечно, должны быть изолированы, чтобы не было на них никакого влияния. Но здесь есть проблема: как "вырвать" человека из семьи, особенно если процесс затягивается на несколько месяцев? Захочет ли присяжный переехать в гостиницу? Вот мы и попробуем "гостиничный вариант" на площадке Мосгорсуда, посмотрим, что получится.

РГ: Одна из острых тем: взаимоотношение судей и прессы. Не секрет, что люди в мантиях часто не любят журналистов. А страдает от этого прежде всего открытость правосудия. Что делать?

Гусев: Позиция председателя Верховного суда России однозначна: надо максимально обеспечить возможность работы для прессы. Поэтому мы ввели систему аккредитации журналистов. Сейчас готовим методичку на основе опыта США и Канады: как судье вести себя с прессой.

Какие новации разрабатывает высшая судебная инстанция:

- Внедрить обязательное психологическое исследование кандидатов в судьи.

- Построить гостиницы для присяжных, где их будут размещать на время судебного процесса.

- Проводить в режиме видео-конференц-связи гражданские процессы, когда истцы и ответчики живут в разных регионах.

- Создать в судах приемные для граждан, где посетители смогут получить всю необходимую информацию.

Социология Госуправление