Установившееся затишье в селе Никольское, где по-прежнему находится религиозная группа, буквально взорвало известие о смерти двух затворниц.
Накануне в интервью одному из телеканалов (Russia Today) неформальный лидер сектантов Виталий Недогон, вышедший из пещеры на прошлой неделе, сообщил сенсационную новость.
- Во время нашего пребывания под землей у нас там умерло два человека, - на камеру рассказал он. - Они там упокоены. Один человек умер от рака, это онкологическая больная Тамара из Благовещенска. А вторая не снесла подвиг поста. Это гражданка Белоруссии.
Растиражированную новость тут же подхватили журналисты. Однако официальные источники не спешат ее ни опровергнуть, ни подтвердить.
В правительстве Пензенской области приняли к сведению заявление Виталия Недогона.
- Мы считаем, что факт смерти должен быть доказан юридически, что возможно только при полном выходе из пещеры людей и обследовании помещения следственными органами, - уточнил в среду руководитель пресс-службы правительства Пензенской области Антон Шаронов. - Поэтому сообщение о смерти двух женщин расценивается как свидетельство, которое пока не имеет под собой доказательной базы.
Примечательно, что на протяжении пяти месяцев заточения местные власти неотступно утверждали, что в подземелье все живы и здоровы.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в межведомственной группе, осуществляющей контроль за ситуацией с сектантами, 9 апреля они впервые услышали о гибели людей в подземелье из теленовостей. Переговорщик, который первые пять дней после выхода сектантов на поверхность жил с ними под одной крышей, также подтвердил, что никто из затворников ни разу даже не упомянул о гибели кого-либо из единомышленников по вере:
- Речи о смерти не шло. Хотя женщины охотно делились рассказами о тяготах пережитого под землей. Однако ни в беседе, ни в молитвах они ни разу не упомянули о потерях во время подземного затвора.
Местные власти, при содействии которых из укрытия на поверхность вышли 24 человека, в том числе все четверо детей, считают свою миссию выполненной. В укрытии, по их данным, остаются 11 человек.
В среду ситуация вокруг религиозной группы полностью перешла под контроль Следственного комитета при Прокуратуре РФ и МВД России.
Однако следователи не спешат с выводами. Как сообщила старший помощник по связям со СМИ следственного управления по Пензенской области Мария Орлова, информация о сектантах составляет тайну следствия. В рамках возбужденного ранее уголовного дела будут допрошены все причастные к нему лица. И полученные от них сведения подвергнут тщательной проверке. Результаты ее доведут до общественности, как только следователи будут уверены в их достоверности.
В настоящий момент единственным подтвержденным фактом причинения вреда здоровью остается попытка суицида, предпринятая духовным наставником сектантов Петром Кузнецовым. Напомним, 3 апреля он был найден с проломленной головой в сарае собственного дома. В качестве основной отрабатывается версия попытки суицида. После проведенной ему хирургической операции Кузнецов долгое время не приходил в себя. Однако, как сообщили врачи, временами сознание возвращается к нему. Пока его состояние оценивается как стабильно тяжелое.
Однако в Никольском и эту информацию истолковали по-своему. Сектанты обнимались и целовались, передавая друг другу весть о воскрешении Петра.
Члены религиозной группы продолжают затвор в своих домах. Под землей предположительно остаются 11 человек. Обрушений в землянке больше не было, поэтому неизвестно, как долго они еще собираются там находиться. Затворники хранят обет молчания.
Валентин Черных, сценарист и драматург:
- На мой взгляд, пензенские сидельцы - нормальная аномалия для России. Такое было не один раз и не в одно столетие. К таким людям и их поступкам нужно относиться бережно и очень внимательно. Местные власти поступили очень правильно по отношению к ним. Если бы такое случилось несколько десятков лет назад, при другом социальном строе, власти пустили бы воду, выгоняли, требовали. А в данном случае бережно и долго ждали, затрачивали средства. Только так и можно с людьми работать и жить. Ведь люди, оттого, что они заперлись в пещере, не перестали быть людьми и заслуживают нормального человеческого отношения. Я не могу их осуждать, только жалею. Мне кажется, здесь вообще не может быть эмоций и оценочных характеристик.
Почему эти люди так поступили? В этом должны разбираться специалисты. А мне, как обывателю, кажется, что жизнь в России в определенных местах еще настолько некомфортна и трудна, что люди, забираясь в эти подземелья, даже не чувствуют особого дискомфорта. Им под землей живется так же, как и на земле. Это настораживающий фактор. Стоило бы посмотреть, почему так происходит. Конечно, свою роль сыграли религиозные мотивы, заблуждения, свои пророки, но жизнь такая, что позволяет людям забираться в подземелье и ждать там конца света.