Не исключено, что вскоре уличенному в распространении экстремистских материалов Интернету придется держать за них ответ.
В думском Комитете по безопасности обсуждается законопроект, который и на интернетовский роток может накинуть платок. По крайней мере разработчики документа не сомневаются, что найдут способ сделать это.
Официально законопроект пока не внесен в Госдуму. Генпрокуратура, а именно ей на Охотном Ряду приписывают его авторство, как известно, не является субъектом законодательной инициативы. Но в нижней палате немало таких депутатов, кто готов поставить свои подписи под новыми антиэкстремистскими предложениями прокуроров. Так что вполне возможно, что уже в начале осенней сессии законопроект появится в думском портфеле.
Что же он сулит? Интернет-провайдерам - суровую обязанность технически обеспечить прекращение доступа к экстремистским материалам, размещенным на сайтах. Это потребуется сделать в течение месяца после того, как будет опубликован список таких материалов, которых экстремистскими признал федеральный суд - "по месту их обнаружения или нахождения физического лица либо организации, их разместившей, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу".
Суд, как считают разработчики законопроекта, может принять решение вообще прекратить доступ к сайту из любого компьютера, находящегося на территории России, если на этом сайте экстремистские материалы появлялись не раз.
И сослаться на свое неведение провайдеры не смогут: федеральный список экстремистских материалов и сайтов в Интернете, в отношении которых суд принял решение о прекращении к ним доступа, будет публиковаться на сайте минюста и в средствах массовой информации.
Публикации подлежит также перечень общественных и религиозных объединений, получивших "предупреждения об экстремистской деятельности". Авторы этого предложения надеются, что гласность "послужит дополнительной мерой дисциплинарного воздействия на такие объединения и будет способствовать объективному информированию граждан о характере деятельности таких объединений".
Религиозным объединениям, судя по готовящемуся законопроекту, вообще придется многое переосмыслить и хорошо вспомнить историю своей конфессии - эти знания могут понадобиться при регистрации. В документе предлагается закрепить за учредителем религиозной организации обязанность информировать регистрирующие органы об основах вероучения и соответствующей ему практики, о формах и методах деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, об особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей. Религиозная организация должна регистрировать и свои образовательные программы, а также всякие изменения в них. Отход от зарегистрированных религиозных образовательных программ может, по мнению разработчиков законопроекта, стать основанием для ликвидации таких организаций и запрета их деятельности в судебном порядке. Соответствующие поправки готовятся в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно законопроекту новые антиэкстремистские нормы затронут и традиционные средства массовой информации. Законопроектом предусмотрены дополнительные гарантии для опровержения недостоверной информации, опубликованной в СМИ. Кроме того, предлагается штрафовать за простое, а не массовое, как сейчас, производство и распространение экстремистских материалов, включенных в соответствующий федеральный список.
Владимир Васильев, председатель думского Комитета по безопасности, где вчера обсуждалось законодательное обеспечение противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости, заметил, что антиэкстремистское законодательство нужно совершенствовать. И на парламентских слушаниях, которые планирует организовать комитет до конца 2008 года, будут рассмотрены разные варианты.