11.04.2008 03:00
Власть

Губернатор Волгоградской области рассказал об итогах самоуправления

Первым делом, считает губернатор Волгоградской области Николай Максюта, надо отказаться от централизованного распределения средств
Текст:  Ольга Ставская (Волгоград)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4636)
Читать на сайте RG.RU

Волгоградская область - один из первых российских регионов, приступивших к реализации реформы местного самоуправления. Опытом работы в интервью "РГ" поделился губернатор Николай Максюта.

Российская газета: Николай Кириллович, прежде чем принимать такое решение, что было необходимо сделать? Все ли удалось рассчитать правильно?

Николай Максюта: Реализовывать реформу мы начали с января 2006 года, а накануне в регионе по новой схеме были избраны органы местного самоуправления. В Волгоградской области образовано шесть городских округов и 33 муниципальных района, в составе которых 453 городских и сельских поселений. Накануне выборов была пересмотрена региональная законодательная база, приняты уставы муниципальных образований.

А насчет того, правильным ли было это решение, у любой реформы есть плюсы и минусы. Я бы не заострял внимание на этом. Местное самоуправление - это основа нашего государства. Нужно откинуть все сомнения. Уверяю вас, если бы мы отложили реформирование, то опять бы не были готовы. Чем раньше начнем, тем раньше придем к желаемому результату. А он один - люди должны стать полноценными хозяевами своей земли, своих поселений. К сожалению, до сих пор не все привыкли мыслить самостоятельно, ждут, когда кто-то сверху решит их проблемы.

РГ: Реформа предполагает не только передачу полномочий на нижестоящий уровень, но и подкрепление их финансовыми средствами.

Максюта: Первым к реализации реформы местного самоуправления приступил Ставропольский край. Мы учли опыт соседнего региона, но решили идти по своему пути и отказались от централизованного распределения средств. Для этого пришлось полностью пересмотреть межбюджетные отношения. Сегодня они строятся согласно закону, утвержденному областной Думой. Что это значит? Свои бюджеты есть теперь не только у области, у муниципальных районов и городских округов, но и у всех поселений. Финансирование стратегических полномочий, например, строительства дорог, работ по газификации, капитального строительства, осталось на районном уровне. А благоустройство территорий, ремонт дорог, техническое обслуживание домов культуры и другие теперь в ведении сельских поселений. То есть поселения оставили за собой те полномочия, которые они в силах выполнять самостоятельно.

В регионе есть малочисленные поселения. В некоторых проживает всего по 100 -150 человек. Они объединяются с более крупными в территориальное общественное самоуправление (ТОС). Всего в регионе сейчас 1800 таких сообществ. Каждому из областного бюджета на решение местных проблем напрямую из регионального бюджета ежегодно выделяется порядка 100 тысяч рублей. Эта же схема применяется для поддержки личных подсобных хозяйств (ЛПХ). По инициативе ТОСов действуют специальные кооперативы, которые принимают у фермеров молоко и мясо. На эти цели из бюджета области в целом по региону выделяется ежегодно 150 миллионов рублей. Эти средства тоже идут на поддержку территориального общественного самоуправления. Кстати, деньги эти возвращаются в казну с прибылью. ЛПХ налоги не платят, но продукция, которую они дают, идет на перерабатывающие предприятия. А это и рост объемов производства, и новые рабочие места. И соответственно налоговые поступления в бюджет.

Хотя, конечно, не все полномочия подкреплены финансово. На исполнение всех необходимо еще примерно 3,5 миллиарда рублей. Например, пожарные части теперь должны располагаться непосредственно в поселениях. Но и здесь можно найти пути решения проблемы. Сейчас в поселках на общественных началах создаются добровольные пожарные дружины, а в районах усиливается обеспечение пожарных частей. Заключены соглашения и с соответствующими федеральными структурами.

РГ: Необходимо не только рационально тратить деньги, но и учиться их зарабатывать самостоятельно, искать резервы.

Максюта: Резервы есть. Прежде всего это подоходный и имущественный налоги, которые пополняют бюджеты на местах. К тому же в ведении территорий - вопросы арендной платы за землю, земельного налога. Хозяйствующие субъекты теперь состоят на налоговом учете в поселениях. Здесь все друг друга знают, и населению гораздо легче проконтролировать, как работают местные предприниматели, платят ли "белую" зарплату и так далее. И такая работа идет очень активно. Ведь граждане понимают, что эти средства пойдут на благоустройство их родных территорий, а не утонут в общем бюджетном котле региона. После начала реформы в области появились поселения, бюджеты которых ранее составляли несколько сот тысяч рублей, а теперь на порядок больше. Люди перестали ждать, когда им сверху дадут удочку и они начнут рыбу ловить. Вертикаль отстроена, и все для полноценного функционирования местного самоуправления уже есть.

РГ: С будущего года все российские регионы должны приступить к полной реализации ФЗ-N 131. Какой совет вы могли бы дать своим коллегам? На что следует обратить внимание?

Максюта: Самое главное - провести всеобуч населения. Разъяснить суть и смысл реформы местного самоуправления. Мы заранее организовали 10 мобильных групп из специалистов. Целый год они готовили управленцев для территорий, тех, кто теперь работает с бюджетом. Нехватка квалифицированных кадров в глубинке - эта проблема актуальна и сейчас.

Я недоволен и тем, как в прошлом году использовались средства из фонда муниципального развития. Претендовать на подпитку из региональной казны могут только муниципальные образования, защитившие свои проекты на конкурсной основе и предусмотревшие софинансирование из своих бюджетов. Не все оказались готовы к этому. Надеюсь, что реформа в сознании таких управленцев все же произойдет. Пора понять: деньги просто так никто выделять не будет, каждую копейку необходимо защитить.

РГ: Реформа местного самоуправления не единственное ноу-хау для региона. В нынешнем году Волгоградская область стала первопроходцем и в трехлетнем бюджетном планировании. Это делать было можно, но необязательно. Не все регионы перешли к среднесрочному планированию. Чем обоснован ваш выбор?

Максюта: Трехлетний план позволяет смотреть на перспективу. Инвесторам, готовым вложить средства в развитие промышленности или принять участие в создании государственно-частных партнерств, необходимы четкие правила игры. При реализации того или иного проекта частник хотел бы минимизировать риски. Трехлетнее бюджетное планирование как раз и гарантирует возврат вложенных инвестиций. К тому же это стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок.

Я уверен, что пятилетнее планирование - это еще лучше. Уже сейчас интерес появился у муниципальных образований, потому что пришла уверенность, что запланированные доходы они получат и средства перераспределяться не будут. А то, что им удастся заработать сверх запланированного, останется в местных бюджетах. При таком подходе нет и дискриминации, и лишних разговоров: вот одному району помогли больше, чем другому. Когда существуют единые правила игры, системный подход к решению любого вопроса, есть и заинтересованность искать дополнительные доходы и просто спокойно работать.

РГ: Но ведь форс-мажоры возможны и при среднесрочном планировании? И требуется оперативность в том числе и в решении финансовых вопросов?

Максюта: В ближайшие дни депутаты регионального законодательного собрания должны утвердить поправки к трехлетнему бюджету. Главный финансовый закон области верстался в прошлом году, и на повышение зарплаты бюджетникам было заложено семь процентов. Позже было принято решение увеличить зарплату на 14 процентов. Пришлось в срочном порядке искать дополнительные резервы. Изменятся показатели по сбору собственных налоговых и неналоговых поступлений. По многим параметрам финансы будут перераспределены внутри бюджета. Но мы все-таки надеемся в этом вопросе и на частичную помощь центра.

РГ: Бюджет - один из показателей качества жизни в регионе, его экономической прочности и перспектив. Что показывает анализ исполнения бюджета 2007 года?

Максюта: Волгоградская область по финансовым показателям выглядит на фоне других регионов России достойно. И это - объективный факт. Мы заняли 23-е место среди всех субъектов РФ по объему доходов, которые поступили в консолидированный бюджет. Причем заняли 34 место в стране по доле налоговых и неналоговых поступлений, которые составили 76 процентов. Это является доказательством достаточно высокой финансовой самообеспеченности Волгоградской области. Мы самостоятельно и уверенно развиваемся.

Хорошо область выглядит и в общероссийском рейтинге по выравниванию уровня бюджетной самообеспеченности - на эти цели бюджет в прошлом году направил 2,2 миллиарда рублей, а также по поддержке мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - сюда направлено 500 миллионов рублей. То есть весомую помощь от регионального бюджета получают муниципальные образования. И это очень важно, ведь именно они во многом формируют основы жизни населения.

РГ: Перед руководителями всех регионов поставлена весьма сложная задача: улучшить жизнь каждого конкретного человека. Волгоградской области это по силам?

Максюта: При составлении плана социально-экономического развития необходимо не только дороги видеть, но и каждого человека. Если мы финансируем больницы, то нужно думать, а сможет ли гражданин реализовать свое право на медицинское обеспечение. А если выделяются средства на гранты учителям, то необходимо контролировать, есть ли от этого отдача, как это сказывается на уровне образования выпускников. Многое зависит от степени занятости человека. Если у него есть достойная работа, возможность заниматься спортом, отдыхать, если жилищная проблема будет решена, то и преступности не будет, и продолжительность жизни увеличится.

Мы дополняем федеральную социальную политику еще собственными инициативами. Скажем, уже давно за счет бюджета выплачивается единовременное пособие по рождению ребенка. И размер его весом - составляет два региональных прожиточных минимума. Поэтапно внедряем систему поддержки малообеспеченной семьи, каждый год добавляем к ней новые звенья. На год раньше других регионов инициировали и реализовали у себя законы о патронатной и приемной семье. Благодаря этому уже в 2007 году резко выросло количество детей в приемных семьях, в разы увеличилось количество обращений в региональный банк данных от тех, кто желает взять на воспитание в семью ребенка.

Уже несколько лет самостоятельно реализуем целевую программу "Школьный автобус", поэтому практически решили эту проблему. Много средств вкладываем в социальное развитие села. Соответствующая целевая программа предполагает, что в ближайшие три года субъект вложит в сельскую "социалку" почти пять миллиардов рублей, в четыре раза больше, чем было вложено в аналогичную программу в 2003-2005 годах. А за этим - дороги, решение проблем питьевой воды, строительства жилья, ремонт и реконструкция школ, учреждений культуры.

К 2010 году мы полностью завершим газификацию на территории всей области. Каждый год планируем сдавать не менее трех стадионов и четырех физкультурно-оздоровительных комплексов.

Но это только начало, придется еще постараться.

Регионы Волгоградская область Юг России