11.04.2008 02:00
Культура

Балет Мариинки танцует в Нью-Йорке в честь 225-летия театра

Балет Мариинского театра танцует в Нью-Йорке
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4636)
Читать на сайте RG.RU

В Нью-Йорке продолжаются трехнедельные гастроли балетной труппы Мариинки, приуроченные к 225-летию театра. В последний раз Мариинский балет устраивал свой "большой выезд" на Манхэттен шесть лет назад, показав тогда на сцене Метрополитен-опера "визитную" русскую классику - "Дон Кихота", "Баядерку", "Лебединое озеро" и хореографию Джорджа Баланчина "Драгоценности". На этот раз в афише почти два десятка наименований.

Американский "сезон" Мариинского балета проходит в Нью-Йорк Сити Центре - на знаменитой сцене Джорджа Баланчина, где культовый американский хореограф родом "из Мариинки" создавал свои шедевры начиная с 40-х годов. Учитывая особенности репертуарной политики Сити Центра, еще со времен Баланчина сориентированного на небольшие форматы спектаклей, петербургская труппа собрала в афишу шесть разных программ, способных продемонстрировать практически все актуальные для нынешней труппы хореографические стили. Это и раритетная русская классика Мариуса Петипа - гранд-па из "Раймонды", Оживленный сад и гран-па "Корсара", гран-па из "Пахиты", "Тени" из "Баядерки", Большое па-де-де из "Дон Кихота" в хореографии Александра Горского, это и "модерн" дягилевского периода - балеты Михаила Фокина "Шопениана", "Видение розы", "Шехеразада", "Умирающий лебедь", и хореография матронессы петербургской школы ХХ века Агриппины Вагановой - па-де-де из "Дианы и Актеона", а также творения американских хореографов - Джорджа Баланчина: "Серенада", "Драгоценности", "Империал", феноменальным исполнением которых "Киров-балет" (так его все еще называют на Западе) уже успел прославиться в Нью-Йорке, и современника Уильяма Форсайта - "Форсайт в Мариинском".

Столь щедрая на названия афиша позволит не только представить стилистическое богатство труппы, но и во всех ракурсах показать кордебалет, который на недавних январских гастролях театра в Вашингтоне критика назвала "квинтэссенцией русского балета", самым "звездным кордебалетом", способным в "Царстве теней" из "Баядерки" через танец создать "бесподобный образ вечности". А также - труппу солистов, немалая часть которой обновилась за те шесть лет, что прошли со времени предыдущих гастролей "Киров-балета" в Нью-Йорке. Теперь наряду с именитыми и хорошо известными на Манхэттене звездами Ульяной Лопаткиной и Дианой Вишневой, Игорем Зеленским, прилетевшим специально из Новосибирска в Сити Центр, чтобы станцевать в одном из представлений "Шехеразады", выходят в тех же партиях артисты нового поколения - Леонид Сарафанов, Екатерина Осмолкина, Анна Сомова, Виктория Терешкина.

Американская пресса уже откликнулась на выступления петербургского балета, отметив, что в "Раймонде" "Никто из танцовщиков Кировского балета не танцевал напоказ, а некоторые из них обнаруживали невероятную артистическую глубину, особенно - Виктория Терешкина и Диана Вишнева. В госпоже Терешкиной сочетаются деликатность и сила - шелк и сталь... В "Пахите" пять солисток были просто ослепительны. Первой выступила очаровательная Надежда Гончар. Затем появилась танцовщица, заинтересовавшая меня более всех, - Екатерина Кондаурова. Во время ее вариации, когда балерина демонстрировала впечатляющую гибкость и выразительные руки, в зале буквально перехватило дыхание. Нельзя не отметить наделенную обаятельной живостью Валерию Мартынюк и крайне симпатичную Екатерину Осмолкину. А затем вышла Виктория Терешкина и станцевала потрясающей фразировки соло, покорив полетным корпусом и безупречной музыкальностью" (Oberon"s Grove. 04.04.2008). Обозреватель Danceviewtimes Мэри Карджилл также подчеркивает качество мариинского кордебалета и солистов: "Прекрасное зрелище - видеть, как артисты Кировского балета только в им свойственной манере перемещаются в танцевальных туфлях на каблуках, как танцуют мазурку и чардаш с музыкальностью и уверенным изяществом. Вариация Ульяны Лопаткиной в "Раймонде" была наполнена чистотой и светом. Власть над движением, полное отсутствие манерности, внутренняя радость - ее подлинное величие выглядело так же естественно, как утренняя прогулка" (Danceviewtimes. 01.04.2008). Ульяну Лопаткину критики назвали "Катрин Денев классического балета за благородство минималистического стиля", а у Дианы Вишневой отметили партию Никии в "Баядерке", которую она играет "глубоко, по-женски мистично и с поэтичностью".

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев тоже находится в Нью-Йорке: в эти дни он дирижирует серией спектаклей "Игрок" Прокофьева в постановке Метрополитен-опера. С маэстро выступает целая "сборная" певцов Мариинки: Лариса Дядькова, Ольга Саввова, Владимир Галузин, Сергей Алексашкин, Николай Гассиев. А 6 апреля Валерий Гергиев приехал к балетной труппе Мариинки в Сити Центр, чтобы продирижировать спектаклем "Шехеразада". Маэстро подчеркнул для нью-йоркской прессы: "Мариинский театр не должен сдавать экзамены Нью-Йорку или Лондону. Эти времена прошли. Мы просто показываем наши новые работы, мы верим в нашу творческую молодежь, и мы ищем новых талантливых хореографов, потому что не хотим делать посредственные вещи. Мы хотим иметь балет, который будет нужен следующим поколениям".

Театр