Когда бизнес встречается с властью, разговор неизбежно заходит о налоговых проверках, которые, по его мнению, не всегда оправданны.
Например, в прошлом году налоговики смогли отстоять в суде лишь 67 процентов суммы исковых требований. Но это - с какой стороны смотреть. Для Федеральной налоговой службы (ФНС) такие итоги говорят как раз о том, что проверки стали более эффективными. Ведь в 2006 году в судебных спорах удалось отбить только 52 процента заявленной суммы.
Как пояснила "РГ" заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова, вокруг отношений бизнеса и налоговых органов сложились стереотипы, которые во многом уже устарели и только мешают совместной работе. И рассказала о тех изменениях, которые произошли в работе ФНС.
Российская газета: Давайте все-таки начнем с самого нашумевшего в 2008 году "дела "Эльдорадо". В СМИ пишут, что это начало наступления налоговиков на крупные торговые сети. И даже проводят аналогию с "ЮКОСом" по масштабности акции.
Татьяна Шевцова: "Второй "ЮКОС" - это журналистский штамп. При проверке "Эльдорадо" были выявлены нарушения налогового законодательства, однако проводить такую аналогию некорректно. И вообще, Федеральная налоговая служба не поддерживает позицию тех СМИ, которые сравнивают любые результативные налоговые проверки с "делом "ЮКОСа". Хотелось бы, чтобы журналисты отказались от "страшилок" про налоговый террор, про невозврат НДС и прочее.
Тиражирование в прессе недостоверных и искаженных сведений относительно проводимых проверок, в том числе и "Эльдорадо", не только наносят непоправимый урон репутации этих компаний, но и провоцируют ненужную нервозность всего бизнеса. Считаю, что публикации непроверенных сведений более опасны для него, чем любая налоговая проверка. Официальные представители ФНС никогда не сообщают о результатах налоговых проверок до их завершения и на стадии обжалования. Во-первых, это противоречило бы статье Налогового кодекса, которая гарантирует защиту налоговой тайны. А во-вторых, мы отдаем себе отчет в том, что такая информация может повлиять на репутацию компании. И если такие данные со ссылкой на некие источники появляются в СМИ, то могу сказать, что они получены неофициальными путями, зачастую у некомпетентных и не владеющих ситуацией "экспертов". Верить им не следует.
Что касается "Эльдорадо", то сейчас ФНС рассматривает возможность досудебного урегулирования спорных вопросов относительно налоговых претензий к компании.
РГ: То есть торговые сети могут спать спокойно?
Шевцова: Те, кто исправно платит налоги, думаю, и сейчас спят спокойно. Но если уж вы все равно заговорили о "деле "ЮКОСа", то здесь, на мой взгляд, важнее отметить последовавший за ним так называемый волновой эффект. В 2002-2003 годах платежи от нефтяной отрасли уменьшались на 8-9 процентов, что совершенно не коррелировалось с мировым ростом цен на нефть и огромным экспортом. После проверки "ЮКОСа" в 2004 году налоговые поступления выросли на 300 процентов. Это свидетельствует о резком отказе от схем, в том числе с использованием офшоров и многочисленных посредников. И эту корректировку компании произвели самостоятельно.
Такой же волновой эффект мы наблюдали совсем недавно в сфере строительства.
Было выявлено, что при общей тенденции роста цен на недвижимость представители отрасли оказались либо убыточными, либо низкорентабельными. ФНС инициировала налоговую проверку крупной строительной организации, показатели которой однозначно свидетельствовали о принадлежности к "группе риска". Были выявлены налоговые правонарушения на сумму более 1 млрд рублей.И суд поддержал нашу позицию. В результате другие представители отрасли, применявшие аналогичные методы минимизации налоговой базы, достаточно быстро отреагировали. Часть компаний скорректировали налоговую нагрузку и увеличили платежи в бюджет.
РГ: Однако предприниматели тоже знают, о чем говорят. И продолжают настаивать, что налоговые проверки остаются "инструментом давления на бизнес".
Шевцова: На мой взгляд, о таком давлении могут говорить те налогоплательщики, у которых есть определенные "прегрешения", и потому они испытывают повышенное внимание со стороны контролирующих органов.
ФНС России владеет колоссальными информационными ресурсами о финансовых потоках, имуществе, доходах и так далее. Грамотное использование этой информации позволяет качественно анализировать, очень точно и адресно видеть зоны риска и проблемных налогоплательщиков. Например, тех, организация бизнеса которых сопряжена с включением многочисленных "лишних" звеньев, через которые товар прогоняется только "на бумаге".
У нас нет цели установить тотальный налоговый контроль. Наоборот, ФНС ищет новые нефискальные способы мотивации бизнеса к отказу от не всегда законных схем минимизации налоговой нагрузки. Например, в 2007 году были опубликованы критерии отбора налогоплательщиков для проверок. Процесс планирования перестал быть закрытым. И у налогоплательщиков появилась возможность откорректировать свои обязательства и выйти из зоны налогового риска. Если они этого не делают, то остается одно - ждать налоговую проверку и, как вы выразились, испытывать излишнее давление со стороны налоговых органов. И оно не прекратится до тех пор, пока продолжаются нарушения. Судя по всему, бизнес как раз выбирает первый вариант. Если за 2006 год было представлено 416 тысяч уточненных деклараций на сумму 18 млрд рублей, то в 2007 году представлено 913 тысяч деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд рублей.
Еще одно направление работы - процесс досудебного урегулирования налоговых претензий. Рост числа компаний, которые при несогласии с результатами проверки предпочитают обращаться не в суд, а в подразделения налогового аудита ФНС, говорит о том, что пессимизм относительно возможности объективного рассмотрения спорных ситуаций самим налоговым органом постепенно иссякает.
РГ: Но проверок стало больше?
Шевцова: Наоборот. За последние четыре года количество выездных проверок сократилось в три раза, при этом их эффективность выросла в четыре раза. Если говорить о результативности выездных проверок, то в 2007 году она составила 97 процентов. Это в первую очередь связано с тем, что инспекторы выходят на проверку только тех организаций, у которых по результатам предварительного анализа есть признаки налоговых нарушений.
Кроме того, мы стараемся комплексно подходить к легализации налоговой базы. Служба практически полностью отказалась от проведения тематических налоговых проверок (то есть по отдельному налогу). Финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика исследуется комплексно. В качестве примера могу привести работу, включающую выявление "теневой" заработной платы и работу с убыточными организациями.
РГ: По каким признакам вы определяете, что предприятие использует "схемы минимизации налогов"?
Шевцова: Сначала мы анализируем ситуацию в отрасли. Возьмем, к примеру, торговлю. По данным статистики, ее рентабельность (и без того не высокая) за последние годы имеет тенденцию к снижению. Налоговые поступления по этой отрасли также сокращаются. Одновременно мы видим, что идет массовое строительство новых торговых площадей, растут цены на потребительские товары. При этом работники торговли получают (по данным налоговых органов) одну из самых низких зарплат.
Получив такие аналитические данные по отрасли, целесообразно приступить к анализу показателей конкретных организаций. Соответственно в зону риска попадут в первую очередь торговые предприятия, имеющие систематические убытки, низкие зарплаты, опережающую динамику расходов по сравнению с динамикой доходов и так далее. Мы также проверим, как предприятие работает со своими партнерами. Если появление посредника повлекло за собой резкое увеличение затрат, при этом сумма налогов, уплаченная партнером, носит явно символический характер, вероятность применения схемы минимизации налогов будет оценена аналитиками как высокая.
РГ: Год назад ФНС направила в минэкономразвития свои предложения по борьбе с фирмами-однодневками и "недружественным захватом" предприятий. И каков результат?
Шевцова: Уточню, что речь идет о внесении изменений в законодательство о государственной регистрации юридических лиц. Согласование наших предложений действительно стало принимать долговременный характер. Но с приходом нового руководства в минэкономразвития рассмотрение законопроекта ускорилось, и после консультаций с ФНС он направлен на рассмотрение в правительство.
В него, в частности, включена норма о нотариальном удостоверении согласия учредителей на создание юридического лица, а также собственника жилого помещения на использование его адреса в качестве адреса места нахождения юридического лица. Планируется расширить перечень оснований отказа в государственной регистрации, например, если учредителем выступает юридическое лицо, у которого отсутствует движение по счетам, которое в последние 12 месяцев не предоставляло налоговую отчетность. То есть оно имеет признаки недействующего юридического лица. Также предложено нотариально свидетельствовать подписи руководителей компаний, реорганизуемых в форме слияния юридических лиц. Существует еще ряд интересных нововведений, которые будут обсуждаться в правительстве и Госдуме.