11.04.2008 02:30
Приморский край

Корреспондент "РГ" вместе со специалистами природоохраны боролась с браконьерами

Даже официальное разрешение на отстрел птиц - не гарантия от браконьерства
Текст:  Людмила Юрчук (Приморский край)
Российская газета - Приморский край: №0 (4636)
Читать на сайте RG.RU

В Приморье началась охота на водоплавающую дичь. А на реках и озерах проводят рейды против нарушителей. В один из таких рейдов вместе со специалистами природоохраны отправилась и корреспондент "РГ".

Охота - целая наука

Охотничий сезон на водоплавающую дичь в Приморье продлится до 27 апреля. А в Приханкайской низменности и на озере Ханка, куда мы отправились, заканчивается уже 13 апреля.

Приханковье, где выращивается рис и соя, а значит, много мелиоративных сооружений, периодически наполняемых водой, - идеальное место для отдыха и кормежки птиц, а также... для охоты. Первых охотников мы встретили сразу же. Они спокойно предъявили все необходимые документы: охотничьи билеты с уплаченными за текущий год взносами, разрешение на хранение и ношение оружия, именную лицензию и путевку на добычу шести селезней и двух гусей. Такова дневная норма. Убил дичи больше - заплатишь штраф от одной до двух тысяч рублей.

Стоимость путевки на сутки - 80 рублей для членов местного охотобщества и 200 рублей для охотников из других районов. Сезонная же путевка - 400 рублей и 1,5 тысячи соответственно. Деньги небольшие, поэтому законопослушные граждане предпочитают получить путевку и охотиться без опасения, что будут задержаны.

Говорят, охота - это целая наука. Да и занятие, в общем-то, увлекательное. Встреченные нами охотники подготовились к сезону заранее. Выбрали место, где чаще всего приходится видеть стаи перелетных птиц. Привели в порядок оружие, запаслись патронами, необходимым снаряжением.

Утка селезню не товарищ

Оставив законопослушных охотников у облюбованного ими места, мы поехали вдоль берега. Вдруг - выстрелы! Чем ниже садилось солнце, тем все чаще звучали залпы. Далеко ехать не пришлось. У ближайшего охотничьего стана - три человека в камуфляже. Засыпанные перьями откосы и висящие на дереве уже ощипанные и осмоленные птичьи тушки говорили о том, что поохотились здесь неплохо. Только одному не повезло - подстрелил утку. Парень оказался сотрудником милиции, разволновался, когда начали составлять протокол. Говорил, что ошибся: целился в селезня, а попал в утку. Значит, замечают охотоведы, стрелял влет. Такая стрельба считается варварской.

Пока что охрана природы в Приморье держится на энтузиазме небольшой группы людей

Закон хоть и позволяет убивать птиц, но запрещает истреблять самок. Правилами также запрещено охотиться из нарезного оружия, стрелять ночью, не разрешается охотиться с лодок и с автотранспорта. Выходящие на охоту об этом знают. Но стреляют!

- Сколько утят вывела бы эта уточка! А так и ее загубили, и птенцам не дали появиться на свет, - вздыхает егерь Сергей Коваленко.

Стемнело. В небе все кружились неприкаянные стайки птиц, выискивая место для ночевки. Но и на закате дня то здесь, то там еще долго раздавались одиночные выстрелы.

Остановите браконьера!

Сегодня официальное право проверять документы и составлять протоколы о нарушениях есть только у восьми сотрудников управления охотнадзора и у правоохранительных органов. Но у милиции и своих дел хватает. И в результате бесконечных реорганизаций, отъема природоохранных функций у одних структур и передачи их другим получилось, что сейчас тех, кто имеет право охранять природу по закону, становится все меньше. А тех, кому закон не писан - все больше. Как признался корреспонденту "РГ" сотрудник охотнадзора Анатолий Андреев, за 20 лет его работы такая ситуация сложилась впервые, и Приморье в этом смысле не исключение.

В нашем крае браконьеры, бывает, вторгаются в охотничьи угодья с автоматическим оружием, на джипах, мощными фарами ослепляют и безжалостно истребляют все живое. А с сотрудниками природоохранных ведомств, у которых нет даже оружия самообороны, общаются с помощью угроз.

Служба охотнадзора еще только формируется. В ее штатном расписании предусмотрено 65 должностей. А пока что в наличии восемь сотрудников...

Они выезжают в рейды на личных машинах, а из плавсредств имеют только старую казанку и одноместную резиновую лодку. Приходится использовать транспорт общественных организаций по защите природы, материальную помощь. Например, Всемирного фонда дикой природы и фонда "Феникс", сотрудники которых и сами участвуют в рейдах.

Пока что, в основном, охрана природы в Приморье держится на энтузиазме небольшой группы людей, которые многие годы проработали в различных природоохранных структурах и не мыслят для себя иной жизни.

 

Справка "РГ"

В Приморье готовится к утверждению краевая целевая программа "Охрана объектов животного мира Приморского края", рассчитанная на 2008-2010 годы. На ее финансовое обеспечение планируется выделить 24,2 миллиона рублей. Одним из приоритетных направлений значится охрана животного мира от браконьеров. Для этого предполагается создание межрайонных инспекций по охране природы, организация оперативных мобильных групп, обеспечение их автотранспортом, лодками, средствами связи, аппаратурой для наблюдения, спецодеждой. Кстати, с начала сезона охоты на водоплавающую дичь в ходе рейдов охотнадзора составлено 62 протокола о нарушениях правил охоты. Изъято 11 стволов оружия. Выписано штрафов на 62 тысячи рублей.

 

Комментарий

Борис Цой, руководитель управления Росприроднадзора по Приморскому краю:

- Через наш край проходит миграционный путь птиц из Восточной Азии. На реках и озерах Приморья они набирают силы для дальнейшего пути на север. Птица летит на родину создавать семьи и производить потомство. А мы встречаем ее выстрелами. Считаю, что весеннюю охоту следует запретить навсегда! Кроме, разумеется, единичных отстрелов, если необходимо проводить исследования по птичьему гриппу.

Приморский край Дальний Восток