Роспром ищет новые варианты решения одной из главных проблем федеральных унитарных предприятий - низкой рентабельности.
За последнее время Федеральное агентство по промышленности выступило с рядом инициатив и предложений по развитию промышленного сектора. Некоторые из них, например, пилотные проекты по созданию региональных промышленных центров и оптимизации мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса или новая модель исполнения экспортных заказов в рамках военно-технического сотрудничества уже были озвучены в прессе. Другой важной инициативой Роспрома стало создание Балансовой комиссии агентства.
Сегодня в ведении Роспрома находится более 350 федеральных государственных унитарных предприятий и 20 федеральных казенных предприятий. Рентабельность большей части предприятий - всего 2-3 процента. Себестоимость продукции, производимой этими предприятиями, крайне высока. Да, необходимо введение различных преференций, таможенных льгот, субсидий для российских производителей. Но эти меры в чистом виде не в силах помочь повышению эффективности без изменения качества управления на предприятиях. Без осуществления стратегического планирования развития управляемого бизнеса, грамотной маркетинговой политики, контроля за издержками и себестоимостью невозможно создать конкурентоспособное производство.
Именно для решения указанных выше проблем и для стимулирования топ-менеджмента госпредприятий к переходу к более эффективным формам ведения бизнеса и создана возглавляемая мной Балансовая комиссия. В ходе заседаний комиссии рассматриваются доклады руководителей предприятий Роспрома о результатах их деятельности, о реализации установленных целей. Эти доклады позволяют оперативно оценить текущую деятельность предприятий и в случае необходимости внести коррективы в его программу. Также может быть инициирована более детальная проверка предприятия. Рекомендации комиссии носят обязательный характер. Принцип работы комиссии один: как можно больше требовательности.
На наш взгляд, у Балансовой комиссии есть один очень хороший инструмент мотивации - подготовка предложений по реализации кадровой политики в отношении руководителей предприятий. Созданием этого управленческого механизма мы пытаемся подчеркнуть необходимость повышения эффективности управления и добиться достижения одной из ключевых задач промышленного развития на современном этапе - снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности предприятий, находящихся в государственной собственности. Только при решении этих задач мы сможем серьезно говорить о конкурентоспособности российских промышленных предприятий на внутреннем и мировом рынках.