11.04.2008 02:30
Общество

Специалисты Бакулевского центра возвращают здоровье самым тяжелым маленьким пациентам

Специалисты Бакулевского центра возвращают здоровье самым тяжелым маленьким пациентам
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4636)
Читать на сайте RG.RU

Вика уехала домой. Это так, для красного словца. На самом-то деле Вику увезли в Ростов-на-Дону ее мама Елена и бабушка Любовь Ивановна. Потому как самой Вике всего-то год и четыре месяца.

У малышки огромные голубые глазищи. Мы с фотокорреспондентом вторглись в ее сон. Она никак не желала позировать, не выпускала соску изо рта. Но потом освоилась. Ей явно понравилась ручка, которой я делала пометки в блокноте. Приняв ее от меня в подарок, Вика заулыбалась, тут же начала что-то чиркать на листе бумаги. А на прощание вовсю махала ручонкой.

Итак, 9 апреля Вику выписали из Бакулевского центра, и она уехала домой. А госпитализировали ее 1 апреля, оперировали 3-го. Теперь Вика не задыхается. В течение года она еще будет под наблюдением специалистов Бакулевского центра. Такова практика. Хотя, как сказал оперировавший Вику профессор Константин Шаталов, девочка абсолютно здорова.

Вика первый и очень желанный ребенок в семье Елены и Николая Суворовых. Роды прошли нормально, в назначенный срок. Но уже на вторые сутки врач-педиатр роддома обнаружил нелады в сердце. Ни у кого в семье проблем со здоровьем нет, а вот у Вики оказался сложный врожденный порок сердца. В ее истории болезни появился угрожающий диагноз - "тетрада Фалло". Это значит четыре порока в одном сердце. Это значит, у девочки не было будущего - обычно с таким диагнозом ребятишки дотягивают до четырех лет, редко дольше.

Доктор медицинских наук Константин Валентинович Шаталов руководит отделением неотложной хирургии врожденных пороков у детей раннего возраста. Он не сомневается, что у Вики будет полноценная жизнь, в будущем будет возможность рожать нормальных, здоровых детей. Семь лет назад в Бакулевском оперировали девочку с аналогичным диагнозом. Теперь она чемпионка Москвы по художественной гимнастике.

- К сожалению, - говорит Константин Валентинович, - тетрада Фалло - очень частый порок у малышей. Я сам каждый месяц провожу не менее шести операций по его устранению. А всего в месяц у нас делают их 20. Такая вот статистика. Технически операция не относится к разряду сложнейших. У нас она хорошо отработана. Сейчас все громче заявляет о себе тенденция проводить такие операции как можно раньше, скажем, на втором месяце жизни ребенка. Неделю назад была проведена операция именно у такого малыша. Результат превосходный - по всем параметрам.

Но у нас в стране, - продолжает профессор, - нет самого главного: своевременной диагностики этих пороков. С ними нельзя идти в школу. Хотя до школы почти никто и не доживает, если не была сделана операция. А если и доживают, то это сущая мука и для самого ребенка, и для его близких. Представляете, если у малыша инсульт? А это обычное сопровождение такого порока сердца.

Выходит, судьба Вики Суворовой - не правило, а исключение из него? Ей не только вовремя поставили диагноз. Тут еще была одна "рука судьбы". Руководитель Бакулевского центра академик РАМН Лео Бокерия создал и руководит Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации". И эта организация, в которую для лечения конкретных больных стекаются спонсорские деньги, проводит различные акции, в том числе "Волна здоровья".

Каждый год отправляется по Волге, Дону теплоход с ведущими российскими специалистами, с современной диагностической аппаратурой. Заранее население тех мест, по которым движется теплоход, оповещается о прибытии плавучего консультативного центра, и на каждой пристани его ждут родители с детьми. Многих сопровождают местные доктора. Так, в прошлом году в Ростове-на-Дону мы впервые увидели Вику Суворову. И тогда же было решено: девочку обязательно надо оперировать в Бакулевском.

Отобранные таким путем ребятишки идут вне всякой очереди, им не нужны квоты. Нынешним августом снова поплывет, на сей раз по Волге и Каме, теплоход. Снова будут консультации в каютах, превращенных в кабинеты, отбор самых тяжелых пациентов для лечения в столице.

Вике квота не понадобилась. Но многим она нужна.

- Квоты и сейчас нередко основной выход из положения: они во многом обеспечивают доступность высокотехнологичной помощи по всей стране, - говорит Лео Бокерия. - Хорошо, что самих квот стало больше. Цена нашей квоты, если речь о высоких технологиях, 203 тысячи рублей. Мало? Но все же! Она еще совсем недавно стоила 120 тысяч. Истинная же стоимость высокотехнологичных операций от 280 тысяч до 4,5 миллиона рублей. Например, при некоторых вмешательствах пациенту ставится сложнейшее имплантируемое устройство, цена которого доходит до 25 тысяч долларов. Есть дети, которые нуждаются в искусственном левом желудочке. Он стоит более 50 тысяч евро.

- Лео Антонович, как выходите из положения?

- По-разному: больше делаем операций, которые укладываются в квоты, используем возможности централизованных закупок, получаем разовые разрешения от начальства... Но очень важно, чтобы пациенты обращались за помощью вовремя. Операция больного в возрасте до 60 лет с ишемической болезнью сердца стоит 260 тысяч рублей. А если больному 70 лет, то цена его операции 300 тысяч. Если же болезнь запущена, то счет уже идет на 300, а то и 500 тысяч рублей. Поэтому наша "Лига здоровья нации" старается внедрить в сознание каждого: отвечайте за свое здоровье. Это стоит дешевле, чем лечение.

А Лео Антонович вчера вылетел в Чебоксары: там подготовлены больные, которых он будет оперировать...

Здоровье