Ситуация вокруг прошедших две недели назад президентских и парламентских выборов в Зимбабве окончательно зашла в "политический тупик".
Лидеры оппозиции, правда, уже с меньшим пафосом, чем раньше, по-прежнему говорят о своей победе. Окружение нынешнего главы страны Роберта Мугабе, похоже, оправившись от легкого нокдауна, вызванного итогами выборов в парламент, от устных заявлений в "необходимости проведения второго тура президентских выборов" перешло к конкретным решениям. В воскресенье представитель ЦИК Зимбабве объявил, что на 23 из 210 избирательных участков по стране будет проведен пересчет голосов. Его планируется закончить к субботе 19 апреля.
В Зимбабве, не устающей удивлять мир сначала своими мировыми рекордами темпов инфляции (100 тысяч процентов в месяц), а затем отказом вот уже на протяжении двух недель обнародовать официальные итоги выборов, случился еще один примечательный факт. ЦИК страны, приняв упомянутое решение о новом пересчете, мотивировал его тем, что на ряде участков члены местных избиркомов якобы подтасовывали итоги в пользу оппозиции. "Зимбабвийский случай" явно опровергает популярный у правозащитников в мире тезис о "силе властного ресурса во время голосования".
Тем временем в столице Замбии Лусаке на рассвете в воскресенье завершилось экстренное 13-часовое совещание членов Союза южноафриканских государств (САДК), созванное специально для обсуждения ситуации в Зимбабве. Оно прошло по инициативе президента Замбии, нынешнего председателя САДК Леви Мванавасы, крайне критично настроенного к Мугабе и сравнившего Зимбабве накануне саммита с "тонущим "Титаником". На встрече был выслушан лидер зимбабвийской оппозиции Морган Тсвангираи. Он продолжает заявлять на всех углах, что является "безусловным победителем" выборов президента Зимбабве. В Лусаке он попытался убедить лидеров стран юга Африки в том, чтобы они обратились к Мугабе с просьбой о добровольном уходе с поста президента. Однако вопреки ожиданиям некоторых западных аналитиков главы 14 государств юга Африки не поддались на этот призыв, не стали оказывать никакого давления на Мугабе, который, кстати, просто-напросто проигнорировал конференцию. Региональные лидеры поручили продолжить "поиск компромисса между властями и оппозицией" президенту ЮАР и посреднику Африканского союза по урегулированию ситуации в Зимбабве Табо Мбеки. Вот парадокс: Роберт Мугабе откровенно дал понять коллегам по региону, что его абсолютно не волнуют "конференции по Зимбабве", читай, мнение окружающих, председательствует в САДК его откровенный критик, на саммите выслушан его противник... Но даже в такой, казалось, крайне подходящий момент никто в очередной раз не рискнул покуситься на авторитет "железного Боба".
Какие выводы можно сделать из этих двух воскресных новостей, пришедших с юга Африки? В свое время автору этих строк во время командировки в Зимбабве удалось пообщаться с иностранцами, работающими в этой стране. Один из аналитиков сказал запоминающуюся фразу: "В любой другой стране, где не работают 4 из 5 человек, а население страдает от голода, разъяренная толпа уже давно бы смела главу такого государства с трона. Но такой вариант невозможен в отношении Мугабе, который давно удостоен памятника при жизни только за то, что освободил свою страну от колонистов и дал толчок процессу деколонизации Африки".
Роберта Мугабе отнюдь не зря называют последним из африканских могикан, чей авторитет, несмотря на сложный характер, беспрекословен. Вот и субботняя конференция в Лусаке лишний раз подтвердила, что 84-летний президент Зимбабве по-прежнему остается одним из самых авторитетных политиков Черного континента. Как в случае с Фиделем Кастро "неприкасаемым", этакой "священной коровой", какие бы катаклизмы ни происходили в его стране и в какой нищете ни жило бы население.
После выборов, которые, положа руку на сердце, правящая 28 лет с момента основания страны партия ЗАНУ-ПФ откровенно проспала, наверное, заранее уверовав в победу, многие заговорили о закате "эры Мугабе". Но у Роберта Мугабе есть качества, которые заставляли снимать шляпу перед ним даже его закоренелых противников - не поддающиеся никакой логике "стальное" хладнокровие и умение, выдержав паузу, дожимать своих противников в решающие моменты схватки. Он выбирался не из таких ситуаций. Чего стоят одиннадцать лет содержания в тюрьме в каторжных условиях при колонистах. По поводу последних выборов Мугабе сам выразился так: "Кто-то уже объявил о своей победе и о том, что мы проиграли. Ну что ж, в 1980-м, 1985-м, 1990-м было точно так же. И нам не привыкать к обману".
Про Мугабе говорят, что у него львиная хватка и львиное сердце. В Зимбабве лев - один из "большой пятерки" символов страны. Воскресные новости говорят, что не надо спешить говорить о закате "эры Мугабе". Лев только готовится к прыжку.