Законопроект о противодействии коррупции подготовлен и, как ожидается, будет внесен в Государственную Думу избранным президентом страны Дмитрием Медведевым сразу после инаугурации 7 мая 2008 года. Об этом было заявлено на проведенной в Торгово-промышленной палате РФ конференции "Антикоррупционные инициативы делового сообщества в России". Директор департамента ТПП РФ по работе с территориальными палатами Александр Рыбаков так прокомментировал ситуацию "Российской бизнес-газете":
- Депутаты и представители делового сообщества, в том числе Российской торгово-промышленной палаты, работавшие над законопроектом, отмечают, что в нем "система противодействия строится на использовании прежде всего мер упреждения, "невыгодности" коррупционного поведения". Появится и специальный орган, который будет координировать, организовывать и контролировать реализацию национальной стратегии противодействия коррупции.
Эта проблема, как вы знаете, настолько глубоко въелась в нашу повседневную жизнь, что даже для первых реальных успехов в противодействии коррупции потребуются огромное напряжение и тесная координация усилий государства и гражданского общества. Так что известный медицинский постулат "не навреди" здесь, на мой взгляд, абсолютно неуместен.
Бесспорно, антикоррупционное поведение российского предпринимательства - это важнейшая грань деловой репутации бизнеса в целом. И если отечественный бизнес рассчитывает занять достойное, а тем более лидирующее место в мировом деловом сообществе, то он должен решительно и бескомпромиссно взять курс на искоренение нашей печальной традиции, которую "обессмертил" еще в позапрошлом веке Александр Иванович Герцен, произнеся свою знаменитую фразу: "Если бы в России строго выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна".
Поднявшись из хаоса 1990 годов, Российское государство не хочет более быть "ночным сторожем" в экономике. Власть и бизнес начинают осознавать, заявлять и отстаивать свои национальные интересы.
Всемирная служба Би-би-си, ведущая многолетний мониторинг общественного мнения в разных частях света, недавно констатировала, что за 3 последних года количество опрошенных людей, позитивно оценивающих роль России в глобальном мире, увеличилось с 29 до 37 процентов.
Тем не менее утверждать, что на Западе больше не существует необъективного отношения к России и ее бизнесу - явно преждевременно. Понятно, что преодоление стереотипов, порожденных негативными сторонами дикого российского капитализма образца середины 1990 годов, - дело не одного дня. Но вот мнение человека, которого трудно заподозрить в предвзятости, посла Швейцарии в России Вальтера Фечерина: "Я еще никогда не был в стране, имидж которой расходился бы в такой степени с действительностью. Репутация России значительно хуже, чем она есть на самом деле".
Повышение репутации российского предпринимательства будет в решающей степени определяться тем, насколько деятельно и целеустремленно оно включится в реализацию "Стратегии 2020 года", выдвинутой действующим президентом России и предусматривающей выход нашей страны в течение ближайших 12 лет в пятерку крупнейших экономик мира.
Сегодня в обществе идет дискуссия о том, что надо сделать, чтобы огромные ожидания народа и общественные потребности не растворились, как образно выразился один известный писатель, "в пошлость и пепел", в "Лондонскую недвижимость", в список "миллиардеров "Форбса", в "русскую безнадежность".
Необходимо четко осознать, что развитие - это не сумма новых заводов, технологий и коммуникаций, а переход к качественно новому состоянию производственных и человеческих отношений, к экономике знаний, обеспечивающий раскрытие потенциала каждой личности.
В связи с этим напрашивается вопрос: готов ли российский частный бизнес к полноценному партнерству с государством для интенсивного перевода страны с сырьевой на инновационную модель развития? Ответ, я думаю, будет неутешительным. Достаточно сослаться на такой пример - в развитых странах расходы государства и бизнеса на науку и инновации находятся в соотношении 50:50. У нас же корпорации, которые по-настоящему вкладывают в инновации серьезные финансовые ресурсы, можно сосчитать по пальцам одной руки.
Мы должны научиться с максимальной эффективностью использовать конкурентные преимущества нашей страны и национального предпринимательства, а они лежат не только в сфере добычи и поставки энергоресурсов. За последние годы, например, экспорт российских продуктов и услуг в области программирования растет на 70-80 процентов. Наши компании успешно конкурируют на глобальном рынке IT-услуг не только потому, что их услуги дешевле, но и потому, что они способны справляться с нестандартными задачами в рамках сложных высокотехнологичных проектов. Утрата способности трезво оценивать свое состояние - это не просто невинное заблуждение, а одна из значительных угроз всему нашему обществу. Действительно, когда граждане и власть предпочитают уклоняться от того, чтобы взглянуть правде в глаза, начинаются "приписки", "двойная бухгалтерия", а затем и самая страшная разновидность коррупции - коррупция духа и воли.
На усиление борьбы с недобросовестной конкуренцией должно быть нацелено антимонопольное законодательство. В его нынешнем виде по существу нет механизмов выявления и пресечения фактов сговора производителей, совокупная доля которых на рынке позволяет с помощью демпинга устранить конкурентов, а затем необоснованно повысить цены на те или иные группы товаров. Сегодня в предпринимательской среде находят широкий отклик инициативы МВД России и других ведомств, считающих целесообразным ужесточить наказание за недобросовестную конкуренцию, а сам факт искусственного завышения цен квалифицировать как особо тяжкое преступление.