15.04.2008 06:00
Власть

Марек Сивец: Отношение России к НАТО похоже на раздвоение личности

В Европарламенте убеждены: Россия должна по-новому взглянуть на НАТО
Текст:  Надежда Воронина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4638)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня заместитель председателя европейского парламента Марек Сивец прилетает в Москву, чтобы принять участие во встрече Ассоциации европейского бизнеса в России. В интервью "РГ" он рассказал в том числе и об эффекте раздвоения личности во внешней политике России.

Российская газета: Как возможное членство Украины и Грузии в НАТО может отразиться на российско-европейских отношениях и на общеевропейской безопасности в целом?

Марек Сивец: Отношение России к НАТО, на мой взгляд, слегка похоже на раздвоение личности. Во многих областях по многим конкретным проектам Россия тесно сотрудничает с альянсом, например в случае с Афганистаном. Но как только речь заходит о расширении, НАТО становится врагом номер один. Россия должна определиться и перестать смотреть на НАТО через такую призму "холодной войны".

Я действительно убежден, что расширение НАТО - это расширение зоны безопасности. Исходя из этих позиций, я бы сказал, оно внесло бы вклад в общеевропей-скую безопасность в целом. Только ведь сейчас этот вопрос чисто теоретический. Это будет суверенное решение данных двух стран. Пока что, насколько мне известно, в случае с Украиной, о которой я знаю больше и где предусмотрен референдум по этому вопросу, общество глубоко разделено. Так что я не думаю, что это случится в ближайшем будущем. Что касается влияния на отношения между ЕС и Россией, я не думаю, что в долгосрочной перспективе они сильно пострадают. Слишком много существует взаимных интересов и угроз, которые неразрывно связывают ЕС и Россию.

РГ: На саммите НАТО в Бухаресте прозвучала идея о создании европейской системы ПРО. Насколько эта идея реализуема?

Сивец: Я не предвижу скорого осуществления этой идеи. ЕС все еще находится в самом начале процесса формирования европейской армии. Я не представляю, как может быть в настоящий момент осуществлен столь сложный проект, и не верю, что он был бы организован в противовес Соединенным Штатам. По моему мнению, ЕС должен быть в значительной мере вовлечен в текущий американский проект по системе ПРО и данный проект должен организовываться в сотрудничестве с Россией.

РГ: Как долго, на ваш взгляд, Россия и ЕС будут пользоваться старым договором о партнерстве и сотрудничестве?

Сивец: Со стороны Европейского союза есть растущее стремление начать переговоры по сотрудничеству с Россией. Это может произойти уже в июне этого года. По моему мнению, период после выборов президента - хороший момент перевернуть страницу и начать новую главу. Как долго займет весь процесс, будет зависеть от скорости переговоров. Я бы сказал, какое-то время он, конечно, займет, так как существует множество сложных вопросов, которые нужно решить.

РГ: Нарушает ли самопровозглашение независимости Косово международное право, как утверждают многие?

Сивец: С чисто юридической точки зрения - да. Некоторые даже боятся, что Косово создаст прецедент для всех сепаратистских движений в мире. Но, к сожалению, оба этих вопроса в данный момент абсолютно не относятся к делу. Мы должны помнить, что Косово находится в состоянии перманентного кризиса на протяжении уже 10 лет. Люди были постоянно разделены солдатами и полицией. Что-то нужно было предпринять, хотя данное решение далеко не идеально, и не только с юридической точки зрения. Цепочка событий зашла слишком далеко и стала необратима.

Если мы хотим предотвратить следующее кровопролитие на Балканах, мы должны работать с ситуацией в таком виде, в каком она находится на данный момент. Сегодня самое важное - обеспечить нормальные условия жизни для сербского меньшинства. Это станет "лакмусовой бумажкой" для новых властей Косово, а также и для ЕС, который взял на свои плечи ответственность за этих людей.

РГ: Почему ООН не стало ключевым игроком в Косово?

Сивец: К сожалению, все мы помним, что ООН была не в состоянии предотвратить трагедию на Балканах, в том числе и войну в Косово. Это более глубокая, институциональная проблема организации, которая, как мы все знаем, нуждается в фундаментальной реформе. Я думаю, это было основным фактором, из-за которого ООН не стала ключевым игроком в сегодняшней ситуации в Косово.

Внешняя политика Франция Европарламент НАТО