Следственный комитет (СК) при МВД и Банк России разошлись в оценках масштабов незаконного обналичивания средств. Милиционеры настаивают, что объем обналичивания "сопоставим с объемами денежной массы в стране", ЦБ, поддержанный банковским сообществом, уверяет, что проблемы есть, но масштабы его идут на спад.
По словам заместителя начальника СК Олега Логунова, суммы незаконного обналичивания составляют 4 миллиарда долларов и 241 миллиард рублей. Это - только доказанные операции, считают милиционеры, сам "айсберг", возможно, сидит глубже. Как подчеркнул Логунов, львиная доля обналиченных средств традиционно используется для выплаты "серых" зарплат. Уголовные дела, связанные с незаконным обналичиванием денег, в МВД начали возбуждать не так давно.
Действительно, в 2007 году Банк России насчитал 1 триллион рублей сомнительных операций такого рода. Но это в 2,5 раза меньше, чем в 2005 году. Причем в Москве, где в основном сосредоточен банковский сектор, объем "обналички" упал на 24 процента.
Сами банкиры тоже уверяют: теневой оборот идет на спад. Если заказана крупная сумма наличных и основания для этого вызывают малейшее подозрение, вслед за инкассаторской машиной неизменно появляются проверяющие из расчетно-кассового центра ЦБ. Контроль действительно становится жестче. ЦБ хоть и медленно - по 2-3 в месяц - лишает провинившиеся банки лицензий. В 2006-2007 годах их потеряли 104 кредитные организации.
Понятно: в столь тяжких условиях "обналичка" обречена на подорожание. Твердых расценок в этой области никто, разумеется, не устанавливал, но если в 2005 году сомнительное обналичивание обходилось в 0,5-2 процента от суммы операции, то сегодня в отдельных случаях ставки взлетают до 18 процентов.
Чем меньше объем "обналички" - тем меньше "серых" зар-плат. Около двух лет назад российские налоговики объявили этому явлению войну, и официальные сводки с налоговых фронтов, как правило, полны оптимизма. К примеру, в Москве в 2007 году 99 процентов (!) предпринимателей, вызванных на знаменитые "зарплатные комиссии", повысили оклады сотрудников. Правда, данные мартовского опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", настораживают: 12 процентов россиян по-прежнему полностью или частично получают зарплату в конвертах. Самое печальное, что в 2001 году таковых было меньше - 8 процентов. Практически те же результаты дал прошлогодний опрос ВЦИОМ: 13 процентов. Остается гадать, насколько репрезентативнее данные опросов, чем сведения ЦБ.
Директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев занимает среднюю позицию: "С 2002 по 2006 год доля теневого оборота в малом бизнесе снизилась с 50,3 до 34,5 процента. Это удалось сделать как за счет административных рычагов, так и за счет действия рыночных факторов, ведь даже для того, чтобы получить финансирование, фирме надо "обеляться". Но речь идет об относительном падении, так как только в малом бизнесе в 2006 году не уплачивалось налогов с оборота в 5,3 триллиона рублей". После введения плоской шкалы подоходного налога и снижения ЕСН, продолжает эксперт, произошла некоторая легализация зарплат, хотя вряд ли результаты можно назвать заметным успехом. Сегодня процесс замедлился, ситуация, что называется, "уперлась в стенку". ЕСН по-прежнему достаточно высок, предпринимателю нужны деньги на нелегальные и полулегальные выплаты по аренде, на расчеты с поставщиками "из кармана в карман" и, разумеется, на самую серьезную статью расходов - взятки. Отсюда, уверен Буев, и живучесть конвертов.
- Точно посчитать невозможно, но объем "серых" зарплат не менее 30-40 процентов, и это следствие условий, в которые поставлены работодатели, - подчеркивает научный руководитель Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. - В последние два года процесс обеления зарплат затормозился. Коррупционный налог на бизнес увеличивается. Соответственно он пытается это компенсировать снижением выплат официальных налогов.
К схожим выводам пришел недавно и Комитет по развитию предпринимательства Московской области. Неучтенные выплаты на предприятиях малого бизнеса составляют в среднем 30-40 процентов, а кое-где (например, в гостинично-ресторанном бизнесе Дубны) дотягивают до неприятной цифры в 66 процентов.
У партнера, заместителя генерального директора ООО "Бейкер Тилли Русаудит" Натальи Чернышевой своя точка зрения: "Наметилась устойчивая тенденция к легализации зарплат, то есть большинство социально ориентированных работодателей несет значительные расходы по ЕСН, а также компенсирует работникам ту часть подоходного налога, которую те раньше не платили. Здесь, правда, возможно следующее: если работник серьезно заинтересован в том, чтобы иметь официальную зарплату (кредит, ипотека), работодатель может сказать, что теперь тот, к сожалению, будет получать меньше того размера "чистой" зарплаты, который оговаривался раньше. За все приходится платить".