16.04.2008 07:00
Происшествия

Александр Аникин: Новая чиновничья рать не сможет обеспечить прорыв в борьбе с коррупцией

Генпрокуратура против создания новых структур для противодействия коррупционным проявлениям
Текст:  Борис Ямшанов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4639)
Читать на сайте RG.RU

Серьезной угрозой развитию страны стала коррумпированность части государственного аппарата - к такому выводу пришел недавний общественный форум "Стратегия-2020".

Как преодолеть продажность чиновников? Своими взглядами с "Российской газетой" поделился участник форума, начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Александр Аникин.

Российская газета: Александр Александрович, в прокуратуре вас называют главным борцом с коррупцией. Понятно, что по службе главный у вас - Генпрокурор, но какое спецподразделение возглавляете вы?

Александр Аникин: Генеральный прокурор Юрий Чайка, выполняя поручение президента, создал в прокуратуре России специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции - от центрального аппарата до субъектов Федерации и приравненных к ним прокуратур. В оперативном отношении подразделения на местах находятся в юрисдикции соответствующих прокуроров, но организационно замыкаются на управление центрального аппарата, которое я возглавляю. Такая вертикально интегрированная структура призвана обеспечить системный подход к противодействию коррупции.

РГ: Есть ли какое-нибудь радикальное средство, чтобы отучить чиновников "решать дела" в обход закона?

Аникин: Президент Владимир Путин образно назвал такое средство - "рубить лапы коррупционерам". Сказал он это в сердцах. Разумеется, одним усилением репрессивных мер проблемы не решить.

Главное все-таки - неотвратимость наказания и нетерпимость общества к мздоимцам. Ведь "берущих" ровно столько, сколько и "дающих". В Китае казнокрадов расстреливают. У нас столь радикальный подход невозможен. В России уже много лет не казнят, тем более за ненасильственные преступления.

РГ: Может быть, заглянуть в собственную историю, как вели себя наши прадеды?

Аникин: В царской России существовала так называемая гражданская казнь. Чиновника, уличенного в корысти, прилюдно выводили в парадном вицмундире к позорному столбу. Там зачитывался указ о лишении его чинов и званий, с мундира срывали эполеты и регалии, над его головой ломали шпагу. Это была дополнительная мера наказания, но очень эффективная.

РГ: Нынешнему чиновнику - все как с гуся вода, да и нет у него ни шпаги, ни мундира, а порой и чести...

Аникин: Но осужденному взяточнику или расхитителю бюджетных средств навсегда должен быть заказан путь на государственную или муниципальную службу, а каждый такой случай должен получать широкую общественную огласку. Надо, чтобы уровень коррупции оценивали именно общественность, институты гражданского общества. Как прежде вешали таблички "Дом образцовой культуры и быта", неплохо бы нынешним учреждениям давать оценки типа "Муниципалитет, где не берут взяток" или, наоборот, "Телефоны прокуратуры и оперативных служб такие-то". Учредить общественные советы, которые, спрашивая у народа, и определяли бы для каждого органа "уровень коррупционной опасности" - по аналогии с уровнем террористической угрозы.

РГ: С коррупцией борется весь мир. ООН и Совет Европы приняли специальные конвенции, которые подписала и Россия. Они требуют создания необходимых организационных и правовых предпосылок, в частности, наличие единого центра, уполномоченного консолидировать антикоррупционную деятельность. Что это за специальный орган?

Аникин: Мировая практика наработала несколько моделей. Многие придают такой статус прокуратуре, как наиболее подготовленной в этом отношении. В Италии уполномоченные прокуроры и следственные судьи входят в обособленную структуру "Антимафия". В Дании эффективно действует Государственный прокурор по серьезным экономическим преступлениям, в Нидерландах учреждена должность Национального прокурора по делам о коррупции. В Испании в составе Генеральной прокуратуры действует специализированная прокуратура по борьбе с экономическими преступлениями, связанными с коррупцией. Такие же прокуратуры есть в Румынии и Хорватии. А в СНГ, например, за антикоррупционную стратегию своих государств отвечают прокуратуры Беларуси и Таджикистана.

РГ: А как у нас?

Аникин: У нас опять упорно заговорили о том, что надо создать еще одно новое ведомство, чтобы координировать работу по противодействию коррупции. Нам представляется, что это ошибочный шаг, эффект от которого будет со знаком минус. Вместо реальной борьбы с коррупцией он может привести к имитации бурной деятельности.

Функции нового органа будут носить скорее декларативный, чем практический характер. Неясен его конституционно-правовой статус, он не будет относиться ни к правоохранительным, ни к надзорным, ни к контролирующим органам и по природе своей не будет способен обеспечить прорыв в борьбе с коррупцией. Запрашивать информацию, давать рекомендации - это одно, а реально выявлять и пресекать коррупционные проявления - совсем иное.

РГ: Его могут наделить и проверочными функциями, чтобы вытаскивать на свет темных взяточников.

Аникин: Наше уголовно-процессуальное законодательство предусматривает исключительно процессуальные формы взаимодействия государственных органов с органами предварительного следствия. Никакие органы государства и должностные лица, кроме прокурора, а также суда, не могут вступать в процессуальные отношения с органами предварительного следствия при расследовании ими уголовных дел. Внепроцессуальное вмешательство наш закон считает уголовно наказуемым деянием.

Если же придать такому органу функции еще одного правоохранительного ведомства с правом производства предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, то их у нас и так уже четыре самостоятельных органа предварительного следствия и восемь органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Помимо этого имеются многочисленные органы дознания. Так что вместо консолидации усилий может получиться дублирование и неразбериха. А затраты для новой чиновничьей рати кто-то пытался посчитать?

РГ: На ваш взгляд, каков выход?

Аникин: Прокуратура России - вот единственный федеральный правоохранительный надзорный орган, который имеет конституционный статус. Она не входит ни в одну из традиционных ветвей власти, не относится ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной власти. Еще к таким органам относятся Центризбирком, Счетная палата и Центральный банк России. Это обстоятельство также служит гарантией независимости прокурорской системы, поскольку Конвенция ООН против коррупции требует, чтобы такой орган обладал самостоятельностью и был свободен от "ненад лежащего влияния".

РГ: Сама прокуратура готова взять на свои плечи такой ответственный груз борьбы с широко разросшимся недугом?

Аникин: Закон о прокуратуре и положение, утвержденное президентом, уже возложили на наше ведомство обязанность координировать деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью, в том числе и с коррупцией. У прокуратуры признанный высокий потенциал к проведению проверочной, надзорной, аналитической и координационной работы, а Следственный комитет при прокуратуре, руководитель которого по должности является первым заместителем Ген прокурора, специализируется на расследовании наиболее значимых уголовных дел о коррупции. Таким образом, это наиболее подготовленная централизованная государственная структура, способная реализовать политику государства в сфере борьбы с коррупцией и ее проявлениями. При этом было бы целесообразно восстановить в прежнем объеме прокурорские надзорные полномочия.

Для придания прокуратуре статуса уполномоченного органа достаточно соответствующего указа президента. Для этого не нужно ни увеличения штатной численности, ни дополнительных расходов бюджета.

Должностные преступления Охрана порядка Генпрокуратура