17.04.2008 03:00
Власть

Виталий Дымарский: вопросы, которые поставил съезд "Единой России"

Текст:  Виталий Дымарский (журналист)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4640)
Читать на сайте RG.RU

На съезд "Единой России" во вторник Владимир Путин пришел, как выяснилось, без пяти минут председателем партии. Именно столько времени понадобилось Борису Грызлову, чтобы внести кандидатуру президента, а делегатам - чтобы утвердить ее открытым голосованием, не предполагающим никаких неожиданностей.

В общем, как пелось в незабываемой "Карнавальной ночи": "Разобраться если строго,/Даже в эти пять минут/Можно сделать очень много".

И ведь действительно, принятое решение "может сделать очень много" в новой конфигурации власти и в политической системе страны. Правда, по заведенной традиции, все возникающие на сей счет вопросы остаются пока без ответов, которые в будущем, видимо, должна дать сама практика "двойного управления" - президентского и премьерского.

Вопрос первый. Кто кому больше нужен: Путин "Единой России" или "Единая Россия" Путину?

Мнения комментаторов разделились. Одни считают, что высокая партийная должность вкупе с премьерством обеспечат Путину реальные рычаги власти: под его контролем окажутся и исполнительная власть (согласно Конституции ее главой является премьер-министр), и законодательная. Получается, что в своей новой должности, которая всегда почему-то рассматривалась как техническая, бывший к тому времени президент получит неведомые прежним председателям правительства политические полномочия. И как следствие - возможность позиционировать себя в качестве "национального лидера".

Кроме того, партия де-юре автономна и от администрации президента, и от исполнительной власти, а значит, она может стать относительно самостоятельным рычагом влияния.

Другое дело, насколько далеко распространяются такого рода амбиции Путина. Если он максимально использует всю "ширину поля", то каков будет формат сотрудничества между ним и избранным президентом? За Медведевым (без пяти минут президентом) ведь та же Конституция закрепляет достаточно полномочий. К тому же, если верить тем, кто предрекает возвращение Путина на вершину власти то ли в 2012 г., то ли в 2016 г., не в его долгосрочных интересах резкое сужение президентских полномочий.

Есть и обратное мнение. Оно заключается в том, что лично Путину "Единая Россия" не нужна, поскольку его потенциал, как показали де кабрьские выборы, заметно превосходит потенциал партии. Став ее председателем, он просто выполняет свои обязательства перед окружением, служившим ему верой и правдой. Возможно, такой взгляд на нынешнюю ситуацию косвенно подтверждается тем, что даже в новом качестве партийного лидера Путин отказался от членства в "Единой России".

За этим отказом, правда, могут стоять и иные соображения. Принимая новый пост, Путин не постеснялся высказать очевидные претензии к партии, которая, по его словам, "должна стать более открытой для дискуссий с учетом мнений избирателей, должна быть разбюрократизирована полностью, очищена от случайных людей, преследующих исключительно личные цели, личные выгоды".

Причем говорит он об этом не впервые. В ноябре прошлого года, объясняя свое решение возглавить избирательный список "Единой России", Путин задался риторическим вопросом: "Является ли она идеальной политической структурой?" И сам ответил на него: "Конечно, нет. Там нет пока устойчивой идеологии, принципов, за которые подавляющее большинство членов этой партии готовы бороться и положить свой авторитет. Она близка к власти. А к таким структурам, как правило, стараются примазаться всякие проходимцы, и часто им это удается". Почему же тогда президент пошел на такой шаг? Потому что, тогда же сказал он, "лучше у нас все равно ничего нет".

Из чего нетрудно сделать вывод, что с приходом Путина "Единую Россию", судя по всему, ждет и внутренняя реформа.

Вопрос второй. Означает ли назначение Путина на руководящую партийную должность начало политической реформы в России и превращения страны из президентской республики в парламентскую?

Безусловно, связав себя с "Единой Россией", Путину придется так или иначе дать ответ на ее давнюю заявку - формировать партийный кабинет. До сих пор (и при Ельцине, и при Путине) правительство было весьма плюралистичным и вбирало в себя все идейно-политические течения и их оттенки - от чистых либералов до левонастроенных консерваторов. Впрочем, это обстоятельство вряд ли станет препятствием на пути реализации амбиций "Единой России", поскольку сама партия представляет собой конгломерат не всегда сочетающихся между собой, а то и противоречивых идей, настроений, позиций. Так что будущее партийное правительство, если Путин согласится на такой сценарий, может предстать таким же неоднородным, как и предыдущие.

С другой стороны, остаются в силе обещания Путина не менять Конституцию ни до, ни после его ухода из Кремля. Внедрение же парламентской формы правления требует поправок в Основном Законе. Да и эффективность парламентской республики в условиях переходного периода, как показывает опыт той же Украины, вызывает сомнения: для такого шага помимо субъективных факторов и расчетов нужны объективные основы - политические, общественные, экономические, которые пока еще у нас не сложились.

К тому же и для "Единой России", ответственность за которую теперь несет Путин, подобный сценарий содержит немало рисков. До сих пор партии, несмотря на ее большинство в Госдуме, удавалось не принимать на свой счет неудачи правительства. Даже вина за многострадальную монетизацию, за которую "единороссы" проголосовали в парламенте, в конце концов была переложена исключительно на соответствующее министерство и его руководителя.

Не секрет, что экономическая конъюнктура (как внутренняя, так и внешняя) не обещает будущему правительству легкой жизни. В этих условиях однопартийный кабинет да еще во главе с председателем партии - откровенная угроза их рейтингам и популярности.

Наконец, вопрос третий. И главный, вытекающий из предыдущих. Сумеют ли властные элиты, которые неизбежно разойдутся кто в Кремль, кто в Белый дом, цивилизованно договориться между собой, как оба лидера, о распределении политических и властных полномочий?

Положительный ответ на этот вопрос - единственный приемлемый вариант, при котором не придется говорить о двоевластии в стране. Иначе: "Но бывает, что минута/Все меняет очень круто,/Все меняет раз и навсегда", если опять вспомнить "Карнавальную ночь".

В любом случае, как нам пообещал Владимир Путин на съезде "Единой России", "впереди много интересного". Там, впереди, и узнаем ответы на все наши вопросы.

Позиция Внутренняя политика