17.04.2008 01:00
Общество

Лада Фетисова: Я с радостным уважением смотрю на молодых, у них уже это чувство появляется. Чувство Родины

Лада Фетисова не хочет быть женой. Рублевской. Для гламура она потерянный человек
Текст:  Ядвига Юферова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4641)
Читать на сайте RG.RU

Каждый их выход в свет дает пищу глянцевым журналам. Пара заметная и знаменитая. Четверть века назад он завоевал ее, чужую жену, как олимпийскую медаль.

Фетисов уехал из СССР играть в НХЛ как раз перед развалом большой страны и массового спорта. Они обосновались в Америке, построили там дом. Для дочери Насти взяли учителя русского языка - девочка говорила без падежей, как американцы.

Однажды президент Путин пригласил Вячеслава Фетисова на ужин. В итоге Лада Фетисова стала женой министра спорта, в которой они не жили 13 лет. И оказалось, что не все главные игры и роли в ее жизни сыграны.

Американский след

Российская газета : Сейчас как-то немодно любить Америку. Что вас сегодня с ней связывает?

Лада Фетисова : Друзья, которых Слава приобрел, когда играл и тренировал в НХЛ. Не виделись давно, многие из них прилетят на юбилей, чтобы поздравить лично. Остался дом в Нью-Джерси, в котором так и не успели пожить. Друзья шутят, что мы умудрились построить дом для невыездного теплолюбивого попугая. По-хорошему дом в 1200 метров продать надо, но сейчас там кризис, невыгодно. Когда я смотрю на наши старые фотографии, то везде хохлома и гжель... Вот так мы и жили: хохлома и гжель.

РГ : Для многих Америка была мечтой жизни, символом состоятельности.

Лада : Манна небесная там с неба не падает. Вкалывать приходится еще больше, чем дома. Нужны мы там, но до поры до времени. Когда они все заберут от тебя, то могут и контракт не продлить.

Иные полуолигархи уезжают отсюда и живут за границей, как они считают. Ничего подобного. Они живут словно в резервации, где все друг за другом в бинокли смотрят и стучат при каждом случае. Ребенка учат в школе докладывать, пьют, курят родители или нет. После 11 сентября за каждый вечерний шорох соседи могут позвонить в полицию. Чужой язык, чужая культура. Они все равно там чужие. Это другой мир, менталитет другой. Как бы шикарно ни было, все равно люди едут домой умирать.

РГ : Где родился, там сгодился.

Лада : Да. Поэтому я сейчас с радостным уважением смотрю на молодых, у них уже это чувство появляется. Чувство Родины.

Из тени в свет перелетая

РГ : Представляю ваше состояние, когда Америка на всех волнах сообщила новость: несколько русских хоккеистов попали в страшную автомобильную аварию.

Лада : 13 июня 1997 года было командное мероприятие, после выигрыша Кубка Стэнли хоккеисты с болельщиками встречались, автографы раздавали. Разъезжались ребята в специально заказанных для них лимузинах. В одной машине оказались защитник Владимир Константинов, массажист Сергей Мнацаканов и Вячеслав. За рулем, как установило следствие, был, мягко говоря, неадекватный водитель Гнайда, который на скорости 80 километров врезался в дерево. Константинов и Мнацаканов были полтора месяца в коме. Слава смог на третий день подняться. Вся Америка, весь мир, кроме хоккейной федерации России, помогали тогда своим сочувствием. Люди палатки у госпиталя разбили, со свечами неделю стояли, ждали, когда ребята придут в себя.

РГ : Это были самые трудные минуты в вашей жизни?

Лада : Самое трудное - это потеря близких: моего папы, мамы Славы, 17-летнего Славиного брата Толи, который в 1985 году погиб в автомобильной аварии. Даже не сам момент похорон, а жизнь после.

Самое трудное, когда ребенку делали операцию, вот это самое трудное. А остальное все выносимо. Все переживаемо. Так человек, видно, устроен, что все равно отсеивает в памяти всю информацию, и остается с ним все самое хорошее. Жизнь все равно держит баланс, не может быть только счастливой жизни. Сколько бы тебе света ни дали, все равно тень свое возьмет...

Рекламная пауза

РГ : Говорят, вы снимались в первых советских рекламных роликах?

Лада : Да. Я с таким энтузиазмом говорила: "Мой муж очень любит кальмары". По сценарию у меня был такой усатый муж - актер из Театра эстрады. Это где-то год 1984-й... Самое интересное, что через неделю в "Вечерней Москве" появилось малюсенькое объявление: партия кальмаров номер такой-то оказалась испорченной, кто покупал банки кальмаров, просьба вернуть в магазины... И мне друзья как начали звонить: Лада, там баночки нигде не завалялось, недругов надо подкормить...

Потом был комбайн. Я за рулем, на высоких шпильках везу на картофельное поле агрегат, который я сама сконструировала, чтобы колхозникам передать. Я тогда 70 долларов получала за съемку, это были огромные деньги.

РГ : Да и сейчас немалые...

Кто у кого живет

РГ : Вам повезло на родословную лабрадора...

Лада Да. Президент подарил нашей дочери щенка: ей, рожденной в Америке и прожившей там 12 лет, непросто было адаптироваться. Вообще-то у нас сейчас живут пять собак. Муж, приглашая к нам в гости, приговаривает: приезжайте к нам на псарню. Я первое время обижалась: Слава, зачем ты дом позоришь? Он резонно заметил: не они у нас живут, это мы живем у них - их пятеро, а нас трое.

РГ : А сколько было щенков в том знаменитом помете, о котором чета Путиных рассказала всей стране в день выборов?

Лада : Было 12 щенков - 9 черных и 3 бежевых.

РГ : Говорят, один из них даже канцлеру ФРГ достался.

Лада : Не знаю.

РГ : А кто в вашей семье собак выгуливает?

Лада : Я. У меня все они идут гуртом, только одна мамуська-йорк ни с кем не ходит. А для большого пса у нас вольер есть. Его, 50-килограммового, уже Слава бегом с утра выгуливает или ночью.

Что ты отдал, то твое

РГ : Я помню, когда вы вернулись из Америки, которая в хорошем смысле слова помешана на благотворительности, то с великим энтузиазмом взялись за создание фонда "Республика "Спорт". Оптимизм не пропал?

Лада : Нет. Растет только. Хотя не зря говорят: пессимист - это хорошо информированный оптимист. Мы проводим среди детских домов всех округов футбольный турнир, в финале семь команд встречаются в Москве. Каждый год проводим спартакиаду "Звезда надежды" в 62 детских колониях страны.

РГ : У вас была прекрасная идея - чтобы в детские дома пришли ветераны, чемпионы спорта. Удалось ли это в какой-то степени вам?

Лада : Приходят и помогают. К сожалению, законодательная база образования плохо приспособлена к экспериментам по созданию на базе детских домов спортивных интернатов, иногда нам удаются спортивные классы.

РГ : Что вам доставляет наибольшую радость?

Лада : Счастливое лицо ребенка. Горящие глаза. Улыбка. Мы проводим спартакиаду детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Будем проводить сейчас 4-ю летнюю и провели уже 1-ю зимнюю. В последней летней спартакиаде участвовали 600 детей, из них 100 из 5 стран ближнего зарубежья. Закрытие проходит в торжественной обстановке в "Форуме", нам помогают Борис Краснов и его команда.

РГ : Я помню один подарок от Краснова в вашем доме: строительный мастерок-поднос с велосипедным звонком, а на нем несколько рюмок. "Перекур" тот креативный подарок назывался.

Лада : Да-да, только кто-то с перекура не вернул одну рюмку.

О парадоксах любви и денег

РГ : Народная любовь к хоккею возвращается?

Лада : Знаете, есть такой парадокс, я давно заметила: в хоккей наши все выигрывали, но футбол оставался в стране спортом номер один. Футбол наш совсем не красуется, но зарплаты у них такие, будто там все Зиданы и Бекхэмы играют.

У меня отец тренировал сборную молодежную России по футболу, отчим и мама - тренеры сборной СССР, а теперь России по гимнастике. И я насмотрелась, как пашут футболисты и как пашут гимнастки. Девчонки вкалывают с такими мозолями и травмами! Четыре года, наверное, держатся на пике и все, уходят. Ничего не зарабатывают, даже став чемпионками мира. Одну-двух, которых раскрутило телевидение, газеты, знают в лицо и по фамилии. А остальных? Хотя на Олимпиаде разыгрывается 14 (!) комплектов медалей по гимнастике и только одна - по футболу.

РГ : Победы зависят от количества вкладываемых денег?

Лада : Купить победу невозможно. Не в деньгах дело. Приоритеты должны быть другие. Стержень другой. Сегодня и хоккей стал иным. Раньше такие красивые узоры были, комбинационная игра завораживала. Сейчас предпочитают больше американский стиль: бей, беги. Раньше пластались за что? За имя за свое, которое у тебя на спине. За флаг, за гимн, за страну. За это пластались, выходили с переломами. Я однажды видела, как Славе зашивали рассеченную бровь, но не успели, так он с иголкой вышел на смену.

Ребята со сломанными кистями, ребрами доигрывали, вырывали победу. Не пустые слова были про Родину. Хотя, я сейчас смотрю, молодые пацаны с таким достоинством появились. Верю, что больше и больше их будет подрастать.

РГ : Какая такая тайна была в той игре?

Лада : Как ребята играли? По-мушкетерски: один за всех, все за одного. Не все дружили за бортом, но, когда выходили на лед, это был один организм, настроенный на победу.

Кто в сборной был, тот достойно получал. Но если, не дай бог, один раз где-то тебя засекли с запахом пива, то все премиальные снимали. Даже зарплату. Кстати, в Америке еще сильнее система штрафов: опоздал на одну минуту на тренировку - 500 долларов плати. Правда, они потом сами на эти штрафы команде праздники устраивали.

РГ : А за любовь на сборах наказывали?

Лада : Это общеизвестные истории... Представляете, здоровые мужики сидят на сборе, 33 бугая. Там же возраст от 20 до 30. И жены через забор лазают, и они через забор. На свиданку. Зато романтика какая.

Тайна в торте

РГ : Лада, как вы держите такую замечательную фигуру?

Лада : Если я скажу честно, как я ем, негатив у вас может по отношению ко мне возникнуть... Ем я пирожные, конфеты и торты. "Прагу" могу съесть за один вечер. Но фигура уже начала сейчас кое-что набирать. Мамуля моя добрая говорит: "Доченька, не пирожочки уже, а годочки". Однажды она поделилась со мной, что она начала вес набирать где-то годов с 45. Думаю, может быть, я новое поколение, чуть-чуть потяну еще в стройности?

РГ : Потянете. И вообще это вам не грозит.

Лада : Уж конечно. Хотя организм привыкает.

Помните, тогда были булочки по 9 копеек с изюмом, а глазированные - по 10. В Филипповской булочной я лоточек этих булочек брала и кефирчика бутылки две. Я тогда в Еврейском камерном театре работала вместе с Ларисой Долиной, Аркашей Укупником... Меня так друзья и называли - булочка с кефиром.

И сейчас не могу сказать, что я сильный гурман. Повыдрючиваться и то уже неинтересно. Путешествовали много, разные кухни пробовали. Есть уже свои привязанности.

Любимая Славина еда - борщ, пельмени, овощи тушеные. Сейчас он на посту.

Семья советов

РГ : Вы даете советы Славе? Он вас слушается?

Лада : Советы даю, хотя знаю, что не надо мужчине советы давать. У нас нет такого, чтобы вечером лег, все нашептал, а утром уже все по-твоему. Поэтому стараешься все преподнести, будто это его глубокая мысль: а помнишь, ты тогда говорил, что так было бы лучше? Просто запамятовал. И он вспоминает... Да, ты прав, молодец, умница.

РГ : Что вы не можете в жизни простить? Или с возрастом надо все прощать?

Лада : Ложь и подлость не умею прощать. Прощу, но отношения с такими людьми до минимума сведу. Самую страшную правду легче переживу, чем маленькую ложь, потому что понимаю - это уважение ко мне, к моей личности.

РГ : Вы всегда добиваетесь своей цели?

Лада : Мне друзья говорят, что ты настырная, ты все равно, мол, не мытьем, так катаньем своего добьешься. Знаете, я Рак по гороскопу, а рак никогда не покидает поля боя побежденным. Никогда. То попятится назад, то спрячется за камушек, посидит, посмотрит, подумает, а оттуда потом хрясть, все равно прихватит.

РГ : Вы, говорят, свой дом в сиреневый цвет выкрасили?

Лада : А что?.. Мои деньги, хоть на время, мой дом. Когда мы приехали из Америки, я перед домом снеговиков поставила, венки еловые на двери повесила, а мне в след пальцами у виска крутили. А сейчас приезжаешь зимой к нам на дачку и видишь - вот уже пять домов украшены. На следующий год будет еще больше.

Сейчас к Пасхе готовимся. Теперь уже зайцы с корзинками, с крашеными яйцами стоят, ждут. У нас забава есть такая: на Пасху я везде яйца по участку прячу, а Настя с друзьями их ищет... Мы сами своими руками свои праздники создаем.

Теперь смешно вспомнить, что первые семь лет родители Славы безумно были против нашей совместной жизни: мол, ее мама-дура по бревну ходит, эта тоже гимнастка, непонятно, где ноги задирает, танцует там-сям, еще и разведенная. А для сыночка, естественно, родители хотят самого лучшего. Но последние 15 лет свекор мой не устает повторять, как его сыну повезло с женой. Буквально в это воскресенье я даже прослезилась от его слов.

РГ : Сколько лет Александру Максимовичу, как его самочувствие?

Лада : 76 лет. Ничего, так добренько тянем. Слава - молодец. Он каждый день звонит отцу. У них в семье всегда очень много любви и заботы друг о друге было. Я мечтаю, чтобы у меня всю жизнь такие отношения были с нашим ребенком.

Морковка с Рублевки

РГ : Вы меньше стали появляться в свете.

Лада : Да я и никогда много не появлялась. Я на презентации не хожу. Если раньше засыпали приглашениями, то теперь их намного меньше. Ходить или не ходить - то этот магазин открылся, то тот ресторан - каждый человек решает индивидуально. Одни и те же лица. Я их всех увижу на дне рождения у наших общих друзей, чтобы с ними пообщаться. У меня есть чем заняться. Мне не хватает времени. Звонят, говорят: ты в деревне. Да, я в деревне, и мне нравится. Хотя у нас Слава мужчина из большого города и я вроде тоже не в колхозе родилась, нам нравится жить за городом.

РГ : Я видела вашу фотографию со своей морковкой на Рублевке.

Лада : У меня огурцы, помидоры, перцы растут. Пять килограммов морковки собрала, еще два - баклажанов.

РГ : Это подвиг. Баклажаны в нашей зоне рискованного земледелия не растут.

Лада : Еще как растут. Все говорили, у меня розы не вырастут. Приедете летом, все дорожки в цветах. У нас же безотходное производство. Настя занимается конным спортом, мы навоз заимствуем на конюшне - и под розы, знаете, как они это любят! У меня в лесу тысяча лилий и роз.

РГ : Там же тень у вас.

Лада : А они растут.

Все говорили - не будет ничего расти, а я говорила - будет. Я настырная - создаю условия для роста. У нас вся семья такая. Если мы цель поставили, мы ее добьемся.

Акцент

- Когда я к Борису Краснову обратилась первый раз - детям надо подарить праздник, я не хочу их поздравлять в спортивном зале, где бы их накормили и спать на матах положили, то он без особых эмоций отнесся к моей просьбе. Но когда увидел детей - одни не слышат, другие не видят, третьих волонтеры на руках на награждение выносят, как одну девочку, которая парализована от пояса, конным спортом занимается, то сам вышел на сцену, поздравил всех (у него слезы на глазах блестели) и пообещал, что теперь всегда в "Форуме" будет проходить закрытие нашей спартакиады.

А в этом году у меня уже и Европа заявляется. Но в Европе проблема, у них нет команд, а у нас есть. Мы тут первые. Единственные, кто проводит похожие соревнования, это Игры Азии под патронатом малайзийского президента Паралимпийского комитета. И все. Так мы уже с ним сейчас списываемся, договариваемся. Мы можем Евроазиатские игры сделать вместе. ООН к нам уже обращается за советом, как лучше организовать соревнования для детей с ограниченными возможностями. Мы очень гордимся, что на нас уже ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ обратили внимание.

Помогать надо. Для этого средства немалые нужны. К сожалению, газовой трубы у нас нет. Муж в хоккей играл. Исхожу из того, что могу дать сама. И чем могут помочь наши друзья.

Образ жизни