17.04.2008 01:00
Общество

В вечер наступления еврейской Пасхи верующие проводят трапезу в память об Исходе

19 апреля вечером начинается празднование Песаха - еврейской Пасхи
Текст:  Раввин Херсонский Семен Чарный
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4641)
Читать на сайте RG.RU

Песах - праздник исхода из Египта, "из дома рабства", как сказано в "Пасхальной агаде", содержащей последование праздника. Были в Египте рабами, теперь вышли и стали свободными - вот пафос праздника.

Как празднуют Песах?

До наступления праздника в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец - хлеб и любые другие продукты, контактировавшие с водой на протяжении достаточно длительного времени) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею), поскольку в течение всего праздника употребление квасного запрещено. Из мучных изделий употребляют только мацу (лепешки из незаквашенного теста).

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза - седер Песах, главная задача которой рассказать участникам трапезы об Исходе.

Среди обязательных элементов трапезы, напоминающих о тех или иных сторонах Исхода, - маца, марор (горькая зелень - в память о горечи египетского рабства), харосет (смесь из тертых яблок, груш и орехов, похожая на глину тех кирпичей, которые должны были делать евреи), бейца (яйцо), карпас (картошка, окунаемая в соленую воду в память о слезах, пролитых евреями в рабстве), зроа (кусочек мяса на косточке, зроа и яйцо напоминают о жертвах, приносившихся в Иерусалимском храме). Во время седера читается Агада с рассказом об Исходе.

Три вопроса раввину

Российская газета: В чем смысл установленных правил празднования?

Раввин Иосиф Херсонский: Маца отличается от так называемого хамеца только одним, объемом. Объем плоских лепешек мацы равен объему ее составляющих, муки и воды, объем хамеца - больше объема ингредиентов из-за того, что зерна или мука, долго контактировавшие с водой, набухают. Маца - символ скромности и реальной самооценки. Хамец - символ гордыни, гипертрофированного самолюбия. Евреи, удостоившиеся выйти из рабства, вели себя в отношениях с Богом скромно, понимая свое предназначение в этом мире. Египтяне, раздутые самозначимостью, пытались воевать с Творцом.

РГ: Много евреев соблюдают традиции Песаха?

Раввин: Если судить по количеству распространяемой в стране мацы, таких - сотни тысяч.

РГ: Какое традиционное поздравление с праздником?

Раввин: В преддверии Песаха евреи устраивают генеральную уборку, дабы избавиться от хамеца, даже от крошек нежелательного в праздник продукта. После такого приготовления праздник будет кошерным, то есть приличным, соответ ствующим закону. Традиционно говорят "Кошерного Песаха!"

Из обращения главного раввина России Берла Лазара:

- Однажды мне довелось посетить в тюрьме одного заключенного. Он рассказывал, что, возвращаясь в камеру после допросов, в какой-то момент осознал, что ощущает это как возвращение домой. И это привыкание к камере, восприятие ее как дома его ужаснуло.

Именно так стали воспринимать многие евреи свою египетскую "камеру", именно поэтому призыв Моисея покинуть Египет наткнулся на сопротивление не только фараона, но и самих евреев (разумеется, не всех, но многих).

В конечном итоге Моисей, точнее, Всевышний через Моисея, убедил не только фараона отпустить евреев, но и евреев "отпустить" фараона. Для этого надо было еще победить страх, а страх - необходимый атрибут рабства. Раб наполнен страхом, свободный человек - уверенностью.

Религия