Каждую призывную кампанию в армию уходят негодные по состоянию здоровья новобранцы. Система врачебного отбора дает сбой. Почему это происходит, выяснял корреспондент "РГ".
Выбрал десант…
В военкоматах - сезонное скопление юношей. Они прикидывают, сколько врачей им придется проходить. "Какая разница, сколько врачей, - замечает один новобранец, - все равно все напишут "годен"…"
Один из тысячи таких призывников, Костя Киреев (имена изменены), пришел домой и повторил матери: "Годен!" Ему предложили на выбор ракетные или десантные войска.
- Я была в шоке, - рассказывает Антонина Киреева, мама призывника. - Как его признали годным, если у него такие заболевания?!
Кирееву, как выяснилось, инвалидность впору давать: хронический пиелонефрит, киста правой почки, диффузионные изменения печени, атрофический гастрит, вегето-сосудистая дистония, нарушение забрасывания крови в артерии сердца, сколиоз первой степени, плоскостопие, подозрение на муковисцидоз… Костя выбрал десант.
По данным военного комиссариата, в прошлом году через все призывные комиссии области прошло более 53 тысяч молодых людей. Ограниченно годными к военной службе врачи признали примерно пятую часть, временно негодными - 3,8 тысячи человек, белые билеты выдали 616 парням. Число "негодных" к службе в армии на Южном Урале год от года колеблется в пределах 30-35 процентов.
- На первом месте - нервно-психическая неустойчивость, - рассказывает Олег Максимов, начальник областной военно-медицинской комиссии. - Сейчас к нам приходят "перестроечные" ребята. Психиатры с ними беседуют, выявляют уровень конфликтности.
В прошлом году, по данным Максимова, психиатрические заболевания нашли у 2,9 тысячи подростков. С болезнью органов кровообращения оказалось 2,3 тысячи человек. Серьезные нелады с пищеварительной системой - у 2,1 тысячи. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом (плоскостопие, нарушение осанки) - у 400. Наркоманов всего 104, ВИЧ-инфицированных вполовину меньше - 50 человек.
Призывников обследуют семь врачей: терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, лор, стоматолог. На сборном пункте к ним присоединяются дерматолог, нарколог, рентгенолог и последнее время - специалист по ВИЧ. Некоторым молодым людям они ставят едва ли не первые диагнозы в жизни.
Врачи, работающие на первой ступени - в районных военкоматах, направляются туда из местных больниц и поликлиник. Они сами признаются в разговорах, что работа там не утомительная, не требующая особых эмоциональных или физических затрат. Медику на призывной комиссии даже проще, чем врачу, принимающему поток больных в ЛПУ: хотя бы потому, что не молодых людей им требуется не лечить, а осматривать: стоматологи, к примеру, определяют прикус и считают зубы - если нет передних, они ставят отметку, что парень не годится для службы в авиационных или танковых частях. В этом, возможно, и заключена часть проблемы - в военкоматы направляют не самых нужных врачей. Практических навыков от них там никто не потребует.
Другая сторона проблемы: наличие узких специалистов. Если в самом Челябинске можно осиротить больницу на одного узкого врача, то в территориях области не всякое ЛПУ сможет отправить лор-врача или хирурга на работу в военкомат. Хорошо, если сама районная больница укомплектована узкими врачами… Поэтому не удивительно, что призывные комиссии в области работают в неполном составе.
- На сборном пункте дерматовенеролог нашла у парня чесотку, - рассказывает Максимов. - К врачам он до сих пор не обращался: его мать с детства мазала разными мазями. Парня отправили в специализированную больницу, взяли анализы и выявили сифилис.
У мам - своя правда, подтверждаемая тяжелыми папками медицинских обследований. В Челябинском отделении Комитета солдатских матерей собирают печальные казусы: у одного подростка сколиоз в последней степени и диагноз черным по белому: "межреберный горб", - призвали в армию.
Впрочем, зачастую больные призывники попадают в армию по вине собственных родителей, по их недогляду.
"Возвращенцы"
Число "возвращенцев" со сборного пункта для военного комиссариата - ложка дегтя на фоне идеальной призывной кампании. Напрашивается вывод: добавить бы к составу районной медкомиссии еще три-четыре врача. Отсев "негодных" можно было бы проводить на месте - не тратить зря время, силы и деньги.
Военные медики говорят, что еще 10-12 лет тому назад уже через три месяца службы из армии по состоянию здоровья комиссовались до 50 человек с каждого призыва. Сейчас - от трех до шести.
В их число, кстати, попал бы и наш герой Костя. Он выбрал десант и, наверное, отправился бы к месту службы, если бы в военкомат не пришла мама с медицинской карточкой сына. Теперь парню дали отсрочку и ограничение годности.
Пешком за диагнозом
Диагноз, поставленный врачами военной комиссии, можно обжаловать в областном военкомате или в суде. В прошлом году в конфликтную комиссию Челябинского комиссариата обратилось 69 человек: 23 решения районной комиссии здесь отменили, 6 человек отправили на дополнительное медицинское обследование, а 40 диагнозов "годен" утвердили.
- Судебных разбирательств за 12 лет моей службы было всего 17, - говорит Олег Максимов. - И все решения выносились в пользу военкомата.
Первый судебный иск от призывника, вспоминают в комиссариате, был подан в Магнитогорске. Юноша прослышал, что при отсутствии 10 зубов на одной челюсти служба в армии отменяется. И удалил сначала зубы мудрости, потом еще шесть здоровых зубов - и пришел на медкомиссию. Врачи поставили "годен". Парень - в суд. Военные объяснили, что стоять на плацу и бежать дистанцию он и без зубов сможет… Короче говоря, если бы суд задержался с решением, предприимчивый молодой человек остался бы с голыми челюстями - он решился удалить еще с десяток сверху… Суд согласился с решением медкомиссии и отправил парня Родину защищать.
Точку в медицинских спорах, как правило, ставят независимые эксперты: по сердечным делам больных призывников принимает Эмилия Волкова, онкология - Андрей Важенин, легкие - Марина Лехляйдер. Сплошь главные специалисты области. По данным челябинского минздрава, каждый призыв за итоговым заключением к ним приходят 3-5 человек, самые настойчивые пешеходы.
Юрий Тюков, начальник отдела организации помощи взрослому населению минздрава области:
- За пять лет (с 2003 по 2007 год) заболеваемость подростков выросла на 17 процентов. Стало больше заболеваний крови, эндокринной и мочеполовой систем, органов дыхания. Онкология дала рост на 22 процента. Но это связано с тем, что народ стал нести в своей популяции больше хронических заболеваний. И выявлять заболевания стали лучше: в районах области появились хорошие специалисты, с новым оборудованием.
В прошлом году забраковали, по нашим данным, 13 процентов призывников с заболеваниями органов пищеварения, столько же - системы кровообращения, 10 процентов - с болезнями нервной системы и 9 процентов - с проблемами костно-мышечного аппарата.
Однако процент годных к службе ребят растет: в 2006-м служили 69,6 процента от призыва, в прошлом году - 70,2. Тенденция положительная на протяжении последних пяти лет. Просто нездоровые ребята не приходят на призыв: они, к примеру, учатся…
Александр Двинянин, военный прокурор Челябинского гарнизона:
- Не припомню ни одного разбирательства по медицинской теме. У нас призывники жалуются в основном на действия должностных лиц, сотрудников военкомата. Но если есть необходимость, мы всегда готовы помочь. При военной прокуратуре есть консультационный пункт, где можно задать любые вопросы: (351) 266-63-29. И дежурный телефон, работающий круглосуточно, - 266-63-70.
Ангелина Голошевская, заместитель начальника управления здравоохранения города Челябинска:
- Районные военные комиссии формируются распоряжением главы района из тех врачей, кто работает в больницах и поликлиниках, расположенных на территории его района. Областная комиссия формируется приказом минздрава из медицинских работников лечебных учреждений Челябинска и области. Врачи на призывной комиссии работают с компенсацией зарплаты. В городе все комиссии стараемся укомплектовать полностью.