"Главное в инновациях - результат" - такова позиция избранного президента Дмитрия Медведева, который знает, кто главный враг инноваций. "Это инертность административной системы, - сказал Медведев на заседании президиума Госсовета, который прошел в Дубне. - По сути, мы сами вредим себе. Про креативность нашей нации говорят в разных местах, но мы сами себе все обрубаем".
С утра на инновационный ликбез в Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), расположившийся в Дубне, пожаловали губернаторы. Не так часто их утро начинается с разговоров об атомах, ядрах, нанометрах. Но вчера им пришлось послушать не только о циклотронах, но и о проблемах развития существующей инновационной системы. Ведь в Дубне избранный президент Дмитрий Медведев решил провести заседание президиума Госсовета. Кстати, это единственный российский населенный пункт, увековеченный в Периодической таблице элементов Менделеева: "дубнием" называется открытый учеными города 105-й химический элемент. С 2001 года город приобрел статус наукограда.
Поэтому еще до заседания Госсовета Медведева пригласили посетить резидента. Если точнее, головного резидента особой экономической зоны в Дубне в части ядерно-физических технологий и нанотехнологий - ОИЯИ. Эта международная межправительственная научно-исследовательская организация пытается объединить усилия научного и материального потенциала для изучения фундаментальных свойств материи.
- Мы размещаем инновационный пояс в особой экономической зоне, - пояснил директор института Алексей Сисакян.
И тут же стало понятно, что ученые рассчитывают на поддержку. Финансовую. Правда, услышав, что речь зашла о деньгах, глава Банка развития Владимир Дмитриев тут же отвернулся.
А губернаторы, смеясь и подшучивая, рассматривали циклотрон, восхищаясь, как с помощью нанотехнологий ученые создают разные фильтры.
- Молоко процеживать радиоактивное, - заметил кто-то.
- Ага, уран оставлять, а полоний экспортировать, - поддержал шутку другой.
А Сисакян уверенно продолжал рассказывать губернаторам о проблемах.
- Госкорпорации еще не научились финансировать проекты на стартовом этапе, - произнес директор, чем, собственно, и объяснил отсутствие интереса Дмитриева. - Бизнес берет проекты, но краткосрочные, а долгосрочные должно взять на себя государство.
Впрочем, Медведева не надо было убеждать, что для радикального повышения эффективности российской экономики необходим переход к инновационному социально ориентированному типу развития. Он и сам определил 4 "и", в числе которых и инновации как главные приоритеты его экономической программы. Правда, переход нашей экономики будет особенным: стране предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития.
- У нас созданы основные элементы инновационной системы, - заметил Медведев. - Однако инструменты поддержки слабо увязаны друг с другом.
Поэтому избранный президент с сожалением был вынужден констатировать, что, по сути, инновационной системы нет, есть лишь набор факторов.
- Я вчера задался вопросом: как считается доля инновационной продукции? - признался Медведев. - И для меня это неочевидно.
Впрочем, это явно было не очевидно ни для кого из присутствующих. Никто из министров, бизнесменов и научных работников так и не смог ответить, что такое 5 процентов инновационной продукции в общем объеме.
- Скорее это некие технологические изменения, которые создают инновационный эффект, - предположил избранный президент. - Но это не то, что нужно. Надо определить: новая продукция - инновационная или ее нарядили в новую одежду? Нам-то нужен качественный рост.
О том, что может этому помешать, вчера и рассказала избранному президенту рабочая группа Госсовета. В числе сдерживающих факторов традиционно оказались законодательные ограничения развития существующей национальной инновационной системы, барьеры, тормозящие инновационную активность отечественных предприятий, трудности с выходом на рынки наукоемкой продукции. В общем, рабочая группа пришла к выводу, что необходим новый системный подход.
Убедившись в этом, Медведев поручил внести изменения в законодательство, чтобы стало возможным массовое производство в технико-внедренческих зонах российских научных новинок.
Собственно, именно на невозможность массового производства и жаловалось вчера руководство российского предприятия "Трекпор технолоджи", которое в технопарке в Дубне разрабатывает в рамках нацпроекта "Здоровье" оборудование для мембранного плазмофореза - для очищения организма от вредных веществ.
Разработанный здесь аппарат "Гемофеникс", позволяющий устранить развитие аллергических заболеваний, иммунодефицита, атеросклероза уже применяется во многих московских больницах. Благодаря мембране величиной 400 нанометров через поры ячейки на молекулярном уровне отсеиваются вредные вещества, но при этом сохраняются полезные компоненты. Разработчики аппарата говорят о том, что 10-15 процедур в год по 3 часа позволят каждому россиянину болеть как минимум на 30 процентов меньше.
"Один из разработчиков "Гемофеникса", которому уже 75 лет, последние 35 лет не болел никакими вирусными заболеваниями", - привел пример гендиректор предприятия Вячеслав Терентьев.
Правда, один такой аппарат стоит 320 тысяч рублей, но это в три раза дешевле импортных аналогов. Поэтому заинтересованность в покупке этой технологии проявляют Франция, Иран и ОАЭ. Однако, посетовал Терентьев, сейчас массовое производство аппарата невозможно из-за закона, запрещающего такое производство в технико-внедренческих зонах. Выслушав гендиректора, Медведев поручил разобраться в этом вопросе.
- К сентябрю мы намерены внести соответствующие изменения, чтобы такое производство стало возможным, - тут же пояснила глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
Главный экономист пыталась убедить, что "без конкуренции инноваций не бывает, поэтому нужны стимулы". Налоговые. Кудрин тяжело вздохнул (он так и знал, что все этим закончится). Впрочем, у вице-премьера на все предложения главного экономиста нашлись свои аргументы. Причем критические.
- Наша экономическая среда абсолютно не приспособлена для финансирования инновационных разработок, которые имеют долгий цикл и требуют больших затрат, - поставил диагноз Кудрин.
Тут вздохнула Набиуллина. А вице-премьер убеждал, что российская макроэкономика пока недостаточно стабильна и адекватна для инновационного типа экономики.
Вот в Китае, приводил пример Кудрин, можно взять кредит под 3-4 процента. И правительство на это идет: курс зафиксирован, правда, инфляция выросла с 3 до 10 процентов. У нас таких кредитов, в общем, нет. По налоговым предложениям Кудрин все же предпочел уйти от прямого ответа, заметив, что многое уже и без того сделано. Но вот идея снижения налога на землю ему, судя по всему, понравилась больше всего. И то, потому что это фактически муниципальный налог. Поэтому обсуждать его Кудрин готов в любое время и в любых размерах. "Здесь как губернаторы скажут, так и пойдем", - с облегчением произнес вице-премьер. Теперь уже губернаторы задумались: лишить свою казну ради инноваций или нет?
- Давайте смотреть правде в глаза, - сказал избранный президент. - Мы выезжаем еще на советском потенциале. Но надо делать что-то на будущее.