Мэр убежден: Кукуруза - спасение для России, если продвигать ее не партийным сапогом
На выездное заседание члены президиума Российской сельхозакадемии собрались в деревне Романово Калужской области.
Пригласил их туда московский мэр с единственной целью - предъявить результаты собственного эксперимента по массовому продвижению кукурурузы в средней полосе России. То есть на тех самых землях, которые для "королевы полей", как звали кукурузу еще во времена Никиты Хрущева, традиционно считаются зоной рискованного земледелия. Заключение академиков и вывод присутствовавшего здесь же министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева совпали: работа чрезвычайно перспективна и может стать спасением для России, животноводство которой сегодня во многом зависит от импортных кормов.
За две недели до цветения вишни
Но сначала - о главном: с какой стати у Юрия Лужкова, коренного москвича и мэра российской столицы, вдруг начала болеть голова о том, чем накормить российских буренок? Ответ на этот вопрос простой. Дело не в коровах, а в москвичах. Ведь Москве, с ее 10-миллионным населением, того же мяса на пропитание лишь на сутки нужно почти 3 тысячи тонн! Где взять такое количество? До 2005 года 85 процентов закупали за границей. Когда в рамках нацпроекта столица создала на территории 22 областей Центральной России 14 агрохолдингов с участием московского капитала, зависимость от импорта удалось снизить до 65 процентов. Чтобы уменьшать ее и дальше, нужны свои высокобелковые корма. Но если соя, которая стоит по содержанию белков на первом месте, действительно крайне теплолюбивое растение, то посевы кукурузы, занимающей по белкам второе место, уверен Лужков, вполне можно продвинуть к северу России на 300-400 километров.
"Выходит, прав был Никита Сергеевич, когда пытался насаждать кукурузу по всему СССР?" - спросили журналисты мэра. "В целом прав, - ответил Лужков. - Но беда в том, что Хрущев продвигал кукурузу с помощью лишь партийного сапога, без серьезной научной поддержки и без технологий".
Этих ошибок и попытались избежать москвичи, когда пять лет назад вместе с целым рядом институтов сельхозакадемии поставили перед собой цель - найти способ выращивания кукурузы в зоне рискованного земледелия. Что получилось? Вместо ответа на этот вопрос мэр показал круглый шарик диаметром в четыре сантиметра, внутри которого, как выяснилось, находится кукурузное зернышко. Шарик непростой, многослойный. Один его слой состоит из биогумуса - по сути, обычного перегноя, который благодаря еще одному лужковскому изобретению получается из навоза не за три года, а всего за три дня. Второй слой -это пестициды, биостимуляторы и минеральные удобрения пролонгированного действия. "Зернышко в этом шарике оказывается как в шубке - защищенным и от первых весенних заморозков, и от вредителей, - объяснял академикам мэр. - В результате если раньше здесь кукурузу сеяли на цветение вишни - примерно к 15 мая, то теперь сеем на две недели раньше. А зеленой массы и спелых початков получаем в два раза больше".
|
|
|
|
|
|
Так эмоционально Юрий Лужков доказывал академикам преимущества выращивания кукурузы в средней полосе России. Фото: Аркадий Колыбалов |
Новый способ получил название макрокапсулирование. По мнению Алексея Гордеева, его использование может помочь России получать кукурузы до 5 миллионов тонн вместо нынешнего миллиона с небольшим.
Чисто московское хозяйство
"Мосмедыньагропром" - прообраз современного хозяйства, состоящего из семи разоренных деревень, академики могли уже оценить воочию. Останки бывшей "Медыньсельхозтехники" столица купила в 2003 году. За четыре с небольшим года вложила 4 миллиарда рублей. Земли теперь в хозяйстве стало в два раза больше - свыше 10 тысяч гектаров. Приобретена отличная техника. Перестроенные на заграничный лад с окном и вентиляцией на крыше животноводческие комплексы выглядят как новенькие. Но самая большая гордость хозяев - это полторы тысячи коров симментальской породы, приобретенных в Баварии. Они уже отелились, и часть бычков хозяйство продало как племенной скот. И все это на 100 процентов - собственность города Москвы. И надои намного выше, чем по России, - по 7513 килограммов на корову.
Так что строящемуся молочному заводу без сырья не стоять. 110 тонн молока, которое он будет перерабатывать в день, как раз хватит московским детишкам на питание в школах.
Название прижилось
Но больше всего гостей поразили, пожалуй, таун-хаусы, в которых будут жить работники животноводческих ферм и будущего молочного завода. Деревню на лужайке, где стоят эти 96 домиков, местные жители сами тут же прозвали Новыми Лужками. Калужские власти спорить не стали, название прижилось. Москвичам же эти дома под зелеными крышами с мансардами, стоящие бок о бок, несмотря на малоэтажную застройку, на удивление показались знакомыми. Что, впрочем, тут же нашло свое законное объяснение: строили их, оказывается, из панелей ДСК-1, из которых в Москве возводится лучшая серия многоэтажек - П-44-Т, с эркерами на кухне.
"Многоэтажные дома недопустимы в деревне, - считает Юрий Лужков. - Мужики без дела сразу пить начнут или в домино играть, а тут смотри сколько забот в таком хозяйстве".
"Вот достроите и, начиная с будущего года, будем привозить сюда глав всех регионов, чтобы показать, каким оно должно быть, сельское хозяйство двадцать первого века", - сказал, подводя итог визита, Алексей Гордеев.
"Я же больше всего рад тому, что и академики, и министр своими глазами увидели, что деревня и в России, если в нее вкладывать деньги, не "черная дыра", как любят об этом нередко говорить с высоких трибун", - поделился с коррепондентом "РГ" мыслями глава "Мосмедыньагропрома" Валерий Пучков.