На этой неделе депутаты Госдумы должны рассмотреть сразу два законопроекта, которые предлагают упростить процедуру реорганизации кредитных организаций. Разработчиками новых законодательных инициатив в обоих случаях выступают сами депутаты. Законы разные, но, по мнению авторов, каждый законопроект направлен на защиту интересов реорганизуемых кредитных организаций и их кредиторов.
Первый законопроект, который имеет название "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", предусматривает внесение поправок в статью 60 Гражданского кодекса РФ (ГК), федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и "О банках и банковской деятельности". Данные поправки направлены на установление особенностей реорганизации кредитных организаций в части отмены обязанности реорганизуемой кредитной организации письменно уведомлять об этом ее кредиторов, а также на установление запрета, на право кредиторов реорганизуемой кредитной организации потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которому является реорганизуемая кредитная организация.
Необходимость принятия данного законопроекта, считают его авторы, обусловлена тем, что существующая в настоящее время процедура реорганизации банков, подчиненная общим нормам ГК РФ и иных федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, не учитывает специфических особенностей правового регулирования деятельности кредитных организаций.
В частности, действующей редакцией статьи 60 ГК РФ "Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации" установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. А кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Указанные нормы, по мнению разработчиков законопроекта, при применении их в процессе реорганизации кредитной организации способны нанести больше вреда, чем пользы, так как основная часть баланса банков, в отличие от других юридических лиц, сформирована за счет заемных средств. И чем более долгосрочными являются обязательства банка перед кредиторами, тем сильнее досрочное исполнение банками своих обязательств перед кредиторами негативно отразится на структуре баланса и вызовет неоправданное снижение ликвидности банка.
Получается, что, защищая права кредиторов, по мнению авторов, происходит ухудшение финансового состояния реорганизуемых банков, а значит, и тех кредиторов, которые не потребовали досрочного исполнения обязательств перед ними. Таким образом, существующий порядок стимулирует массовый отток клиентов из реорганизуемого банка.
Кроме того, расходы только на письменные уведомления всем вкладчикам и владельцам счетов крупных банков сопоставимы со всем бюджетом присоединения реорганизуемых банков и заведомо снижают положительный экономический эффект, ожидаемый от проекта.
Правительство данный законопроект не поддерживает, считая, что принятие законопроекта выводит из-под действия ГК РФ определенную категорию юридических лиц, причем определение данной категории осуществляется не по организационно-правовой форме, а по роду деятельности юридического лица, что нарушает принцип равенства субъектов гражданско-правовых отношений.
Также предлагаемые изменения в законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "Об акционерных обществах", в соответствии с которыми права кредиторов реорганизуемых кредитных организаций определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций, не соответствуют правилам построения российской правовой системы.
Кроме того, в случае принятия предусмотренных законопроектом норм на кредитные организации также не будут распространяться нормы о солидарной ответственности, возникшей в результате реорганизации юридических лиц, по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами в случае невозможности определения правопреемника реорганизованного юридического лица. При этом в законопроекте не учитывается, что у кредитной организации могут быть различные обязательства, которые напрямую не вытекают из ее основного вида деятельности.
Второй законопроект с названием "О внесении изменений в ФЗ "О банках и банковской деятельности" таких радикальных предложений не содержит. Он предусматривает уточнение порядка уведомления кредиторов реорганизуемой организации и исполнения кредитной организацией обязательств перед кредиторами.