Житель Москвы, юрист Марина Веригина подала на Московский метрополитен в суд в связи с тем, что в метро у нее украли мобильный телефон.
Веригина также планирует привлечь к ответственности "за пособничество ворам" операторов сотовой связи - те отказываются отслеживать местонахождение украденных телефонов, хотя имеют соответствующие технические возможности. Как утверждает истица, согласно Закону "О защите прав потребителей", при покупке билета пассажир метро оплачивает не только транспортную услугу, но и гарантию безопасности этой услуги.
"Российская газета" решила выяснить как на подобные ситуации в общественном транспорте реагируют в других странах.
Общественным транспортом во французской столице ведает парижское муниципальное автономное предприятие RATP. В его юридической службе "РГ" объяснили, что за воровство или другие правонарушения в метро, в пригородной электричке, автобусе и других видах наземного транспорта предприятие ответственности не несет. Безопасность пассажиров призваны обеспечивать агенты собственной службы безопасности транспортного управления. Само муниципальное предприятие ответственности за кражи и даже бандитские нападения не несет. "А потом как можно поверить на слово пассажиру, что у него что-то украли?" - задал встречный вопрос чиновник юридической службы.
Небольшим утешением служит расклеенное в вагонах метро и автобусах обращение к пассажирам быть бдительными и остерегаться карманников.
Что же касается мобильного телефона, то после его пропажи следует сообщить в сервисную компанию. Там тотчас блокируют сим-карту. Однако поисками похитителя аппарата компания не занимается.
В Боснии украденный у вас мобильник, конечно, никто не вернет. Но вот номер заблокируют и за небольшую плату восстановят сим-карту.
В Тель-Авиве у моей знакомой украли мобильник. Та немедленно позвонила в соответствующую службу компании сотовой связи и попросила заблокировать номер. Службы блокировки во всех телефонных компаниях Израиля работают круглосуточно.
На следующий день знакомая уже собиралась купить новый мобильник. Но, как оказалось, в Израиле, если у солдат (а женщина как раз заканчивает срочную службу в Армии обороны Израиля) воруют мобильники или они их теряют, то компании сотовой связи дарят им новый телефон.
На территории Болгарии ситуация с карманными кражами выглядит достаточно острой. Наиболее активно карманники действуют в Софии на городском транспорте. Возмещать стоимость украденных в транспорте вещей транспортные компании не обязаны. Правда, определенное количество болгарских автобусов оборудовано камерами видеонаблюдения, а по салону на нескольких языках развешены предупреждения о карманниках.
В Венгрии кража мобильных телефонов довольно распространенный вид преступлений. Поиск украденных мобильников для будапештской полиции - обычное дело. Но при этом кража на транспорте - не повод подавать в суд на руководство метро или троллейбусного депо.
В пресс-службе будапештской полиции слегка удивились нашему вопросу: не было ли в Будапеште случаев, чтобы хозяин украденного в метро или автобусе мобильника подавал в суд на руководство этих транспортных организаций, требуя возмещения ущерба.
А вот что касается поисков украденных мобильников, то прецедентов достаточно. Полиция начинает работу со всеми компаниями мобильной связи, работающими в стране. Выясняет - были ли произведены звонки с телефона после кражи? Если все удачно сложится для следствия, то украденный мобильник вскоре может вернуться к своему владельцу.