Вчера в Петербурге был объявлен конкурс на реконструкцию аэропорта Пулково. Победитель тендера должен будет вложить более 40 миллиардов рублей в строительство нового терминала и объектов инфраструктуры. Взамен компания на 30 лет получит в управление имущественный комплекс аэропорта.
Пулково, напомнили "РГ" в минтрансе, первый и пока единственный крупный аэропорт федерального значения, переданный в региональную собственность. Но, судя по всему, это только начало. В Концепции развития аэродромной сети России до 2020 года предусмотрена передача аэропортов из федеральной в региональную собственность. Как недавно заявил министр транспорта Игорь Левитин, уже 30 регионов готовы самостоятельно заняться федеральными аэропортами на своих территориях.
Что касается Пулково, то инициатива передачи в собственность городу имущественного комплекса аэропорта принадлежит губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко. Цель - привлечь частных инвесторов на реконструкцию аэродромного комплекса. Осенью прошлого года 100 процентов акций ОАО "Аэропорт "Пулково" было передано в собственность Санкт-Петербурга по распоряжению президента Владимира Путина и последующему указу премьер-министра Виктора Зубкова.
По расчетам специалистов Комитета по транспортно-транзитной политике, на проведение всех конкурсных процедур понадобится год. Заявки на участие в нем будут принимать до конца июля. Затем составят краткий список претендентов. До конца мая следующего года они должны будут подготовить конкурсные предложения по проекту, которые рассмотрит специальная комиссия. На конец июля 2009 года запланировано подписание соглашения с победителем. Он возьмет на себя обязательство инвестировать примерно 40 миллиардов 200 миллионов рублей в инфраструктурное развитие аэропорта. В частности, план предполагает строительство нового, единого централизованного терминала к северу от главного комплекса Пулково-1. Будет построена галерея, объединяющая старый и новый терминалы, а также современные посадочные выходы - так называемые "телетрапы", обеспечивающие доставку пассажира непосредственно к борту воздушного судна. Кроме того, в рамках комплексной реконструкции предусмотрена организация нового паркинга на 7 тысяч 200 машино-мест (из которых 4800 - будут предназначены для долговременного хранения автомобилей).
Но при этом аэропортное хозяйство остается в собственности государства. Оно лишь передается в управление на 30 лет по концессионному соглашению, которое подразумевает участие трех сторон - ОАО "Аэропорт "Пулково", инвестора и Санкт-Петербурга (его в договоре будет представлять Комитет по транспортно-транзитной политике). Через тридцать лет все права на объект возвращаются ОАО. Какие условия будут заложены в концессионном соглашении для инвестора, пока сказать сложно. Это уже предмет особых переговоров трех сторон.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в региональном Комитете по транспортно-транзитной политике, условия конкурса были утверждены правительством Санкт-Петербурга 16 апреля. В них есть одна особенность - запрет на участие в тендере для тех операторов аэропортов, которые располагаются в радиусе 800 километров от Петербурга (то есть, например, выпадают московские компании, Рига, Хельсинки и Вильнюс). Официальная мотивация такого решения - необходимость избежать "избыточной концентрации - конфликта интересов". В СМИ уже прошли сообщения со ссылкой на экспертов, что тем самым из участия в тендере автоматически исключены все российские компании-операторы. В Комитете по транспортно-транзитной политике категорически с этим не согласны. Кстати, как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службах компаний - операторов крупнейших московских аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово, - в конкурсе на реконструкцию Пулково эти предприятия принимать участие не планировали.
Правда, по мнению ряда экспертов, из всех российских предприятий условиям конкурса соответствует только одно - авиаподразделение диверсифицированной инвестиционной компании "Базовый элемент", владельцем которой является Олег Дерипаска. В пресс-службе "Базэл-Аэро" информацию о планах на участие в реконструкции Пулково не подтвердили, но и опровергать не стали: "У "Базового элемента" имеется интерес ко всем крупным, привлекательным с инвестиционной точки зрения проектам, которые реализуются в российских аэропортах. И Пулково в данном случае - не исключение".
То есть - "возможно все". А вот что именно "возможно", обнаружится, скорее всего, недели через три - 7 мая в Лондоне открывается так называемое роуд-шоу - масштабная презентация реконструкционного проекта Пулково. Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", в настоящий момент заявки на участие в презентации подали 18 компаний.
Вдобавок в Пулково должна быть построена новая гостиница с номерами разной степени комфортности, несколько торговых комплексов и ресторанов. Для этого этапа будет проводиться отдельный конкурс. А вот создание дополнительных взлетно-посадочных полос не планируется - в Комитете по транспортно-транзитной политике убеждены, что и двух существующих "более чем достаточно". Первая была реконструирована еще в 2006 году, а конкурс по второй будет объявлен в этом году в отдельном порядке (работы в данном случае финансируются за счет городского бюджета).