24 апреля правительство России рассмотрит программу развития ФГУП "Почта России" на среднесрочную перспективу (до 2011 года). Месяцем ранее - 25 марта - документ был утвержден на коллегии министерства информационных технологий и связи. Однако планы на будущее нынешний глава предприятия Андрей Казьмин озвучил достаточно давно.
Среди основных задач - обеспечение безубыточности, оптимизация затрат, создание эффективной системы управления.
Реформирование предприятия, начавшееся с приходом к его руководству экс-главы Сбербанка Андрея Казьмина, идет полным ходом. Основная цель - выход на положительный финансовый результат. Напомним: чистый убыток ФГУП в 2007 году вырос на 60,8 процента (с 2,8 до 4,6 миллиарда рублей). По мнению самих почтовиков, львиная доля этих убытков - следствие искусственно заниженных тарифов. То есть чем больше предприятие оказывает услуг, тем печальнее положение с финансами.
Как уже писала "Российская бизнес-газета", почта сегодня делает акцент на том, чтобы сделать свои отделения чем-то вроде универсальных финансовых центров. Здесь намерены развивать прием вкладов, гасить кредиты, обслуживать "чужие" банковские карты и выпускать собственные. За счет подобных услуг предприятие уже получает 60 процентов доходов и намерено к концу года выйти на безубыточный уровень.
В начале апреля вслед за Андреем Казьминым в почтовое ведомство из Сбербанка перешел еще один топ-менеджер. Андрей Манойло будет курировать вопросы коммерческой деятельности. "Почта становится все более рыночно ориентированным предприятием, - поясняет консультант инвестиционной компании "ФИНАМ" Николай Солабуто. - Она, безусловно, нуждается во внутреннем аудите, и опыт Манойло в качестве аудитора деятельности Сбербанка окажется весьма востребованным".
Кстати, об аудитах и ревизиях. "Сегодня при составлении бюджета возникают проблемы с достоверностью данных как в центре, так и на местах, - отметил на днях Андрей Казьмин в интервью корпоративному журналу "Почта России". - Надо понимать, сколько площадей мы арендуем, на каких условиях. Еще интереснее узнать, кому мы сдаем помещения в аренду. Надо задуматься: должны ли быть на почте химчистки, авторемонтные мастерские? Я сомневаюсь в финансовой целесообразности их соседства".
В связи с этим аппарат ведомства готовит приказ о полной инвентаризации имущества. Будет также проанализирована номенклатура розничной торговли. На почте останется в основном торговля профильными товарами. "Зачем в крупных городах продавать на почте стиральный порошок?" - задается вопросом глава предприятия.
Подвергнется доскональной проверке и штатное расписание. В почтовых отделениях сегодня слишком велика доля обслуживающего и технического персонала - уборщиков, сторожей, дворников. Это слишком дорогое удовольствие при невеселых финансовых показателях. Неважно и с управленцами. В советское время аппарат управления почтовой связи СССР составлял около 500 человек. Сегодня - 1500. Между тем фонд оплаты труда превышает 70 процентов расходов ФГУП. Так что система оплаты, обещает Казьмин, серьезно изменится.
- У "Почты России" 42 тысячи отделений по всей стране, - говорит Николай Солабуто. - Это и ее гордость, и ее головная боль, ведь огромное предприятие сложно структурировано. Только аудит займет немалое время, а реструктуризация - процесс куда более длительный. Но Казьмин прав, начиная перемены, ведь в громоздкой малоуправляемой структуре легче, например, завысить расходы, что-то списать, держать в штате мертвые души.