22.04.2008 03:00
Власть

Воронежец добился компенсации за возрастную дискриминацию при приеме на работу

Воронежец Юрий Ступко добился компенсации за возрастную дискриминацию при приеме на работу
Текст:  Лариса Карташова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4644)
Читать на сайте RG.RU

Юрий Ступко, выигравший в суде иск против работодателя, воплотил в жизнь чаяния всех россиян, кому хотя бы раз в жизни отказывали в праве на работу из-за возраста.

Юрий Иванович, бухгалтер "со стажем", несколько лет назад был вынужден оставить любимую работу, чтобы ухаживать за своими престарелыми родителями. В 2006 году он решил снова трудоустроиться, в связи с чем закончил курсы повышения квалификации и встал на учет в службу занятости. Его направили в организацию, где требовался бухгалтер на оклад в 15 тысяч рублей.

В ООО с претендентом побеседовали и обещали перезвонить. Уже выйдя из офиса, Ступко обнаружил, что в направлении черным по белому написано "не подходит по возрастной категории". Юрию Ивановичу, заметим, тогда исполнилось 57: возраст - во всяком случае для бухгалтера - вполне трудоспособный. Да и внешне он выглядит гораздо младше своих лет: бодр, подтянут, энергичен.

И Ступко решил бороться за справедливость, поскольку знал, ему не вправе отказывать в приеме на работу на "возрастном" основании. Об этом говорит третья статья Трудового кодекса: "Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника".

Применить на практике эту норму чрезвычайно сложно. Хотя, согласно законодательству, работодатель, отказывая соискателю, обязан по первому его требованию дать мотивированное письменное объяснение. И дают, но, как правило, ссылаются в нем не на "неподходящие" возраст и пол, а на деловые качества. В этом смысле Юрию Ступко, можно сказать, повезло: у него на руках оказалось документальное свидетельство дискриминации по возрасту. Несостоявшийся бухгалтер обратился в трудовую инспекцию и в прокуратуру - в обоих ведомствах ему отказались помочь: мол, не занимаемся такого рода делами. Ступко подал исковое заявление в суд, но первая попытка оказалась неудачной: мировой судья Ленинского района посчитала дискриминацию недоказанной. Довести дело до победного конца Ступко помогли юристы приемной при уполномоченном по правам человека в РФ по Воронежской области. В итоге суд признал, что соискателю отказали в работе незаконно, и обязал ООО выплатить ему компенсацию материального ущерба в размере 285 тысяч рублей (бухгалтерская зарплата почти за два года) и морального - в размере 5 тысяч.

Надо сказать, что для для тех, кому за 50, проблема трудоустройства - действительно одна из самых злободневных. Впрочем, в "черные списки" работодателей попадают люди куда более молодые: нередки случаи, когда даже 30-летним отказывают в работе "по старости". Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любую газету объявлений. Что примечательно: работодатели, как правило, заявляют преимущественно "юбилейные" цифры - до 25, до 50 и так далее, и уже в одном этом чувствуется некая надуманность. Навязываемый возрастной ценз зависит не только от вменяемости работодателей, но и от ситуации на рынке труда. Замечено, к примеру, что на производстве, где кадровый кризис, по поводу возраста не слишком привередничают. Особенно это касается рабочих специальностей - арматурщиков-бетонщиков, сварщиков, крановщиков. То же самое можно сказать об инженерах. Сохраняется устойчивый спрос на фармацевтов - и от них работодатели тоже не требуют чрезмерной молодости. В медицине требование типа "медсестра до 25" чаще выставляют частные клиники. Что же касается врачей, то так уж исторически сложилось, что о возрасте здесь говорить нелепо, был бы доктор хороший - и к нему не зарастет народная тропа.

Очень непросто после тридцати пяти стать офисным работником (хотя за последние несколько лет возрастной порог здесь все-таки повысился). Причина на поверхности: секретарь, информационный представитель, офис-менеджер - это лицо фирмы, которое должно радовать глаз начальника и клиентов.

Как узнал на собственном опыте Юрий Ступко, тяжело приходится и бухгалтерам, которых благодаря многочисленным курсам на рынке труда - явный переизбыток. Работодателям есть из чего выбирать - вот они и выбирают. Здесь наиболее часто выставляемое требование - до 40 лет.

Кстати, сам Юрий Иванович, который все это время безуспешно пытался трудоустроиться, не вполне доволен результатом тяжбы:

Через две недели Юрий Ступко отметит 60-летний юбилей. Он выходит на пенсию. Шансов найти работу у него по-прежнему мало.

Тем временем

Как объяснили в воронежском управлении Федеральной службы судебных приставов, организацию-ответчика по месту регистрации обнаружить не удалось, в связи с чем "в регистрационные органы направлены запросы с целью обнаружения имущества, на которое возможно обратить взыскание". Приставы, которые признают уникальность решения по "делу Ступко", обещают исполнить его до 7 июня.

Госуправление Охрана труда Воронеж Центральная Россия