"Требуются студенты, выпускники вузов. Оклад - 57 000 рублей". Звоню по объявлению, представившись выпускницей педвуза: "Что требуется?" "У нас центр бизнес-обучения!"- отвечают. "В бизнесе я ничего не понимаю..." "И не надо! - ободряют на другом конце провода. - Зато вы можете преподавать, работать с бумагами".
Выяснилось, что мне предстоит заманивать людей на сомнительные тренинги.
Таких предложений полно, но есть и нормальные вакансии: требуется юрист, бухгалтер, менеджер по продажам. Увы, с опытом работы и окладом от 15 до 23 тысяч рублей. Опыта у молодежи, понятно, нет. Да и ценят себя нынешние выпускники вузов гораздо выше - от 30-40 тысяч рублей.
Но лишь один процент выпускников сразу получает оклад выше 20 000 рублей, остальным приходится начинать с 10-15 тысяч и зарабатывать на процентах или бонусах. Работодатели готовы платить большие оклады лишь за высокую квалификацию и престижный диплом. В первую очередь - МГУ, МГТУ им. Баумана, Финансовой академии, ГУУ, Санкт-Петербургских университетов - обычного и технического, ВШЭ, МЭИ, МАИ, МФТИ, МИСИС, МИФИ. Из региональных вузов в первых строчках неофициальных рейтингов Казанский, Томский, Пермский, Новосибирский госуниверситеты, Уральский, Нижегородский и Южнороссийский технические гос университеты. Среди гуманитарных вузов предпочтение отдается МГИМО.
Историкам, филологам, психологам, социологам - особенно выпускникам провинциальных вузов работу найти сложно.
Таня Р. - студентка психфака РГСУ. Девушка уверена, что с работой проблем не будет.
- Нам в Москве не на что жаловаться - мест полно, - говорит она. - Я бы хотела заниматься перинатальной психологией, но, скорее всего, пойду в пиар-агентство, службу по персоналу, буду участвовать в предвыборных кампаниях. Я пятнадцать раз была на собеседованиях и получала работу.
Со второго курса она подрабатывает на презентационных проектах в качестве секретаря на ресепшн: занимается регистрацией, раздает печатные материалы, следит, чтобы гости одной конференции не съели бутерброды участников другой. В день - 1000 рублей. Опять же - новый опыт, общение с людьми и полезные знания тонкостей российского бизнеса. Мы познакомились с Таней на конференции по эйчару - управлению персоналом, где она с интересом слушала доклады кадровиков ведущих российских компаний и жалела, что в спецшколе с английским языком училась так себе: "Друзья поступили в МГИМО, МГУ, а подруга уже преподает в Итоне русский язык!"
У Татьяны есть брат-близнец. Он учится в МПГУ, будет преподавателем труда. Таня рассказывает: "Этим летом у них в группе была такая фишка - сколотить всем однокурсникам на дачах новые туалеты. За три месяца сделали 20 штук". Надо сказать,что такие умельцы сегодня нарасхват. И не только в школах, но и в строительных фирмах, где кадровый голод так велик, что рабочих и инженеров, как во времена Петра, выписывают из-за границы.
Сегодня востребованы специалисты в области машиностроения, нефтегазовой, металлургической, пищевой промышленности, энергетике, в области телекоммуникаций, на транспорте. Растет потребность в кадрах для сферы обслуживания, логистики, ритейла, в управлении и эксплуатации недвижимости. А больше всего нужны топ-менеджеры, способные генерировать идеи, раскручивать с нуля проекты. Им работодатели готовы платить сумасшедшие деньги и закрывать глаза даже на то, что у них нет диплома.
Недавно большая строительная компания объявила конкурс на четыре вакансии топ-менеджера с годовым доходом в 250 000 долларов. Условие одно - желание работать. Собралось две тысячи заявок. После теста на интеллект (он, кстати, занимает всего 6 минут) осталось 500. Этих людей пригласили в Москву - собралась половина. Всех вывезли в лес, заставили бегать, прыгать, преодолевать препятствия и ловить виртуальную лису. Ни один не отказался от состязаний. До бизнес-тренинга дошло 18 человек. Шестерым предложили работу, остальных записали в кадровый резерв.
К испытаниям на стрессоустойчивость сегодня должен быть готов любой соискатель. Еще одна примета времени - готовность пройти дополнительное обучение или стажировку. Их все чаще предлагают крупные фирмы студентам старших курсов и выпускникам вузов. Правда, иногда с пометкой - "только МГУ, ФА, ГУУ, МЭСИ, РЭА..." и так далее. Среди тех, кто готовит для себя кадры, - производители бытовой техники, электроники, банки, включая Сбербанк, операторы мобильной связи. На сайте e-Graduate.ru можно посмотреть вакансии на это лето. Стажеров, как правило, потом берут на работу в компанию.
Анжелика Якимова, руководитель кадрового департамента крупной торговой сети Новосибирска, считает, что самой востребованной профессией будет менеджер по персоналу: "В прошлом году в России было 72 млн работоспособного населения. В 2015 будет всего 63. Дефицит кадров увеличится, понадобятся люди, которые будут думать, как их удержать. Своей дочери я посоветовала идти по моим стопам".
Об удовольствии от работы, заметьте, речь даже не идет. А жаль. Одна из крупнейших британских организаций, которая занимается профессиональным образованием, определила, в какой профессии больше всего счастливых людей. Оказалось, это косметологи, флористы и парикмахеры, так как они постоянно общаются с людьми и дарят им радость. Вторые по коэффициенту счастья - священники. Самые несчастные - юристы, чиновники и фармацевты. Они же, между прочим, и самые востребованные.
Между тем
По мнению аналитиков рынка труда, в ближайшие 5-7 лет в России будут нужны квалифицированные кадры в банковской сфере, в области ритейла (розничной торговли), логистики, образования, управления и эксплуатации недвижимостью, оценщики земли и недвижимости. По-прежнему сохранится спрос на строительные профессии и на специалистов в области производства стройматериалов. Вырастет привлекательность госслужбы.