Завтра минфин проведет второй аукцион по размещению временно свободных бюджетных денег в коммерческих банках. Первые торги прошли неделю назад. Востребованными оказались только 8 процентов средств, "выставленных на торги".
Эксперты поспешили сделать вывод, что дела у российских банкиров не так плохи, как они об этом говорят. Однако зампред Центробанка Константин Корищенко в кулуарах инвестиционного форума в Лондоне сделал предположение, что реальная потребность банков в деньгах будет видна после второго аукциона. А по мнению замминистра финансов Дмитрия Панкина, после уплаты налога на добавленную стоимость, по которому с этого года бизнес отчитывается раз в квартал, потребность банков в ликвидности может составить несколько сотен миллиардов рублей. И потенциально на втором аукционе могут быть размещены 300-400 миллиардов рублей.
Примерно такая же сумма выставлялась и на первых торгах, но востребовано было только около 24 миллиардов. Как считают эксперты, банки не устроили высокие проценты по кредиту. Средняя ставка кредитных денег на аукционе составила 7,31 процента годовых. Между тем на межбанковском рынке в этот день можно было занять деньги на 2 процента дешевле. А зарубежные кредиторы предлагали займы стоимостью на 3 процента меньше. Да и давал деньги минфин всего на 26 дней, тогда как за границей в ходу полугодовые кредиты. Правда, Дмитрий Панкин не исключает, что минфин может пойти на удлинение сроков до 3-4 месяцев. Но это в будущем. А пока все условия остаются прежними.
Но дело даже не в этом, считают эксперты. И приводят статистику Центробанка: по итогам января-февраля - самого "кризисного" периода с банковской ликвидностью, активы банковского сектора выросли на 3 процента - на 600 миллиардов рублей. Причем, как отмечают аналитики, рост активов банковского сектора в этом году был вызван в основном увеличением кредитования. А это значит, деньги у банков есть. И этому во многом способствовал Центробанк: в начале года он кредитовал банки на 164 миллиарда рублей. Кредиты, полученные банковским сектором от ЦБ, выросли в январе-феврале в 4,8 раза по сравнению с итогом прошлого года.
Но это не означает, что российские банки не имеют проблем с ликвидностью, но они несколько другого свойства. Как уже писала "РГ", в январе-феврале банки столкнулись с первыми ощутимыми последствиями роста неплатежеспособности должников - граждан и компаний малого и среднего бизнеса. И вкачивание бюджетных денег в банковскую систему здесь не поможет. Слишком велик соблазн израсходовать их на расширение кредитования, чтобы получить прибыль от потока наличности. В итоге, прогнозируют эксперты, банки завязнут еще глубже.
Так что же может помочь преодолеть денежный дефицит в банковской системе? По мнению экспертов Института глобализации и социальных движений, спасет положение только незамедлительное инвестирование средств Резервного фонда в реальный сектор экономики при значительном повышении оплаты труда и пенсий за счет бюджетного профицита. Одновременно нужно ограничить ввоз импортных товаров, чтобы стимулировать рост отечественного производства на новом технологическом уровне. Банковская ставка тоже должна быть, как это делается во многих странах мира, ограничена 7 процентами годовых, и все ранние долговые обязательства пересмотрены в сторону понижения до этого уровня. По мнению специалистов института, эти жесткие меры помогут вернуть платежеспособность гражданам и малому и среднему бизнесу, стабилизируют ситуацию на внутреннем рынке страны, а также позволят компенсировать повышающуюся инфляцию ростом производства.
Анатолий Аксаков, депутат Госдумы, член Национального банковского совета:
- Согласен, что мы сейчас должны активно вкладывать деньги в высокотехнологичное производство и инфраструктуру, которые могут стать источником экономического роста и помогут бороться с инфляцией. Однако есть и еще одно "направление роста" - это укрепление банковской системы в регионах. Ведь региональные банки напрямую работают с предприятиями. В связи с этим, я считаю, Банк развития должен активизировать работу по вхождению в капиталы наиболее эффективных региональных банков, увеличить их капитализацию, а потом, когда они встанут на ноги, продать им свою долю. Таким образом, за относительно короткий период можно создать мощную региональную банковскую составляющую, которая позволит нам не бояться прихода западных конкурентов и глобального кризиса.
Но это вовсе не значит, что кредитные аукционы не нужны - они позволят в периоды напряжения снимать проблемы с ликвидностью. Однако к этим правительственным деньгам должны иметь доступ не только 35 крупных центральных банков, но и региональные банки, которые имеют соответствующие рейтинги. Проценты же по кредитам должны определяться на основе поданных от банков заявок, в зависимости от которых правительство должно устанавливать цену отсечения - по минимальной заявке.