На своем последнем пленарном заседании Совет Федерации одобрил принятый Госдумой закон о присоединении России к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака.
Напомним, что разработанная при активном участии российской стороны антитабачная конвенция была открыта для подписания еще в 2003 году, а к моменту вступления в силу в феврале 2005 года уже насчитывала 145 полноправных стран-участников, в числе которых России не оказалось.
О проблемах законодательного регулирования потребления табачных изделий в России "РГ" рассказал активный сторонник жесткого правового контроля за "табачниками" член Совета Федерации Максим Геннадьевич Кавджарадзе.
Российская газета : Максим Геннадьевич, неужели для борьбы с ростом потребления табака нам нужна конвенция ВОЗ?
Максим Кавджарадзе : К Рамочной конвенции по борьбе против табака уже присоединились десятки стран, но одного факта присоединения недостаточно, необходимо создать соответствующие условия, обеспечить реализацию действенных мер, направленных на снижение вредного воздействия табака, подготовить законодательную базу.
Дело в том, что антитабачная конвенция носит "рамочный" характер, а это значит, что после ратификации государство самостоятельно определяет методы борьбы с табакокурением и способы выражения заботы о своем населении. А для этого уже совершенствуется национальное законодательство страны.
РГ : Но ведь сегодня у нас действует закон, ограничивающий курение, разве его недостаточно?
Кавджарадзе : Проблема как раз в том, что этот закон не действует, он просто есть, и все. Еще в 2001 году принят Федеральный закон "Об ограничении курения табака", который страна, похоже, просто не заметила, а большинство россиян до сих пор даже не догадываются о его существовании, что совсем не удивительно: реклама табачных изделий буквально захлестывает, в кино сплошняком курящие и жующие табак "супермены" и томно спрашивающие "огонька" роковые красавицы, которым подражают и на которых стремятся походить.
Да и сам закон, видимо, случайно вышел декларативным. Из смысла закона какой-либо угрозы здоровью человека вовсе не следует, а никотин назван просто содержащимся в табаке веществом, когда все мы с детства помним, что целую лошадь убивает именно капля никотина. При этом закон тактично умалчивает о содержании никотина в табачном дыме.
В то же время еще в наименовании закон указывает, что ограничивает только курение, то есть пропаганда и продажа табака, о которых далее говорится в законе, вроде как к нему отношения не имеют. Тогда как сегодня доподлинно известно, что составляющие табака (никотин и табачные смолы) смертельно опасны, что нюханье, жевание табачных изделий вредит здоровью потребителя, а курение табака вредит не только здоровью курильщика, но и здоровью окружающих его людей.
Вообще понятийный аппарат существенно сужает предмет регулирования закона, например, выводя из-под действия статей не упакованный в потребительскую тару табак. Цель закона - "снижение заболеваемости населения". При этом закон не уточняет, о каких недугах идет речь, а также умалчивает, за счет чего и как будем их "снижать".
Помимо прочего необоснованным является ограниченный перечень общественных мест, где курение запрещено вне специально отведенного для курения места, если исходить из того, что пассивное курение табака наносит человеку не меньший вред, чем активное.
РГ : Выходит, что где-то ограничение на курение сегодня все же действует?
Кавджарадзе : К сожалению, нет. Так как ответственность за нарушение положений закона об ограничении курения нигде не прописана, а значит, любой запрет - все равно что пустое место, будь то запрет на курение в школе или запрет на продажу табака детям. То же относится к отсутствию определения понятия "специально отведенное для курения место", и к требованиям по его оснащению и размещению.
Именно поэтому непосредственно в местах, где в соответствии с Федеральным законом "Об ограничении курения табака" курить запрещено, располагаются места для курения, которые условно отделены от остальных помещений, но единственным различием между ними является наличие или отсутствие пепельницы, ведь закон не требует от владельцев изолировать одни помещения от других или оборудовать их системой очистки воздуха.
Результат - табачный дым распространяется по всему периметру, тем самым вовлекая в процесс пассивного курения присутствующих некурящих лиц, в том числе детей. Таким образом, при наличии конституционных гарантий на охрану здоровья со стороны социального государства, по самым скромным подсчетам, пассивное курение на рабочем месте уносит до 200 тысяч жизней в год.
РГ : Но ведь все перечисленные недостатки можно устранить, сейчас в Госдуме как раз рассматривается законопроект о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство. Разве его принятие проблему не решит?
Кавджарадзе : Рассматриваемые в Государственной Думе законопроекты лишь на первый взгляд меняют действующие нормы к лучшему, а на самом деле оставляют лазейки.
Так, рассматриваемый Госдумой во втором чтении проект федерального закона о внесении изменений в закон об ограничении курения и КоАП предлагает привлекать к ответственности некую "администрацию" за отсутствие в неких "пунктах общественного питания" неких "свободных от табачного дыма зон", требования к которым также отсутствуют.
Но с правовой точки зрения все перечисленное лишено смысла, поскольку обозначенные понятия, а равно их характеризующие признаки в законодательстве Российской Федерации, как и в самом законопроекте, отсутствуют.
В случае принятия предложенных поправок приходим к возможности оштрафовать "неизвестно кого" за непредусмотренные "неизвестно где" "непонятно какие" зоны. При такой постановке вопроса ответственность будет перелагаться на "дядю Ваню", читай, ни на кого.
При столь внимательном отношении к речному, железнодорожному, воздушному видам пассажирского транспорта за кругом интересов законодателей остался самый массовый транспорт - автомобильный. Выходит, что сотовый телефон мешает водителю управлять транспортным средством, а процесс с использованием открытого огня, дымом и пеплом - нет!
Следует отметить, что законопроект исключает из числа зон, где курение запрещено вне специально отведенных мест, организации культуры, к которым относятся в том числе кинотеатры, театры, цирки, музеи, филармонии, иные осуществляющие зрелищно-развлекательную деятельность организации.
Но если названные положения просто ничего не меняют, то данный законопроект содержит следующую формулировку: "...запрещается курение табака на рабочих местах, в залах ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых государственными и муниципальными органами власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах. Специально отведенные для курения табака места должны занимать не более двадцати пяти процентов от площади указанных помещений.".
РГ : Я правильно поняла, этим законопроектом закрепляется возможность размещать "курилки" в пределах школьных территорий?
Кавджарадзе : Не просто закрепляет возможность размещать "курилки" в образовательных учреждениях, а закрепляет возможность размещать их на 25 процентах площади этих учреждений!
РГ : Будем готовить поколение потенциальных клиентов онкологов? Неужели такой законопроект может быть принят?
Кавджарадзе : Сейчас этот проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривается уже во втором чтении, направленные поправки были проигнорированы, а дальше судите сами, насколько его принятие реально...
И этот законопроект не единственный. Вызывают негодование и законопроект о техническом регламенте на табаки, многие другие проекты.
РГ : С чем же связана сложившаяся ситуация?
Кавджарадзе : На губительной страсти к табаку табачники сколачивают состояния даже не в миллионы! Бессмысленно отрицать "табачное лобби", когда его упоминал практически каждый политик, который хоть раз говорил о курении и положении табака в России.
Табачные производители ничего не имеют против развернувшейся борьбы за ограничение курения, активно в ней участвуют, вытесняя прочих субъектов.
Но когда речь заходит о действенных мерах, выясняется, что возможности у табачных лоббистов немалые. Их тактика сводится к инициации или просто к продавливанию законодательных решений, которые позволяют сделать табачные ограничения максимально умеренными и "удобными", при которых люди продолжают курить и излишне не напрягаются по поводу последствий.
В связи с жесткими ограничениями, в которые загнали табачные компании законами другие страны, все табачники переехали в Россию, где законодательство к ним по-прежнему лояльно. До 95 процентов активов табачной промышленности России принадлежит транснациональным корпорациям. Вот россияне и лидируют по количеству потребляемого табака, а "табачное лобби" будет до последнего сражаться за крупнейший рынок сбыта продукции и предупреждать о вреде курения и опять же рекламировать табак.
РГ : Говорят, что с принятием Рамочной конвенции по борьбе против табака рекламу сигарет запретят.
Кавджарадзе : Реклама табачных изделий - отдельная тема.
К чему все наши разговоры об опасности втягивания детей в процесс курения, если с экрана телевизора от героев реалити-шоу, девочки слышат, что "с тонкой сигаретой девушка смотрится очень женственно", при этом герои реалити-шоу не уточняют, что такая девушка к тому же пахнет полной окурков пепельницей, а ее пальцы пожелтели от этой же тонкой сигареты. А ведь эти же герои кино и реалити-шоу служат примером для подражания, именно к их образу стремится приблизиться молодежь.
Визуальная общедоступность процесса курения провоцирует интерес к табачным изделиям в первую очередь у не достигших совершеннолетнего возраста лиц и это, несмотря на законодательное ограничение демонстрации процесса потребления табачных изделий.
Ведущим мотивом "первой пробы" сигареты российскими школьниками является любопытство (71 процент мальчиков и 79,1 процента девочек) и далее по значимости следуют мотивы: "не хотелось отставать от друзей", "желание чувствовать себя взрослым" и "способ познакомиться с ровесниками".
Необходимо ввести ответственность за необоснованное включение во вновь создаваемое аудиовизуальное произведение сцен потребления табачных изделий. Причем штрафы должны быть такими, чтобы мало не показалось.
РГ : Принятие антитабачной конвенции, после того как ее подписали уже около 170 и ратифицировали почти 140 государств, вы также связываете с лобби производителей табака?
Кавджарадзе : Безусловно. Объективных причин для этого нет.
РГ : Если бы действенные меры были закреплены на 4-5 лет ранее, сегодня у нас было бы меньше курящих?
Кавджарадзе : Еще несколько лет назад было абсолютно точно доказано, что потребление табака - основная причина болезней системы кровообращения (инфаркта миокарда, мозгового инсульта), злокачественных новообразований (рака легкого, полости рта, губы, глотки, гортани, пищевода, желудка, поджелудочной железы, печени, почки, мочевого пузыря, шейки матки и миелоидного лейкоза), болезней органов дыхания, острых и хронических язв желудка.
Но и сегодня не все россияне в курсе, что пассивное курение не в меньшей степени вредит здоровью, чем активное.
Фактически государство не обеспечило гарантии Конституции РФ на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого.
В результате сильно затянувшегося процесса принятия хоть каких-нибудь мер мы и получили сегодня страшную статистику: число жертв пассивного курения продолжает расти. Каждые десять секунд в мире в результате потребления табака умирает один человек, учитывая, что ежегодно россияне выкуривают более 270 миллиардов сигарет, что составляет около 2 тысяч сигарет на одного человека, можно посчитать, сколько в этой страшной цифре наших соотечественников...
РГ : То есть тяжелая ситуация с табаком сегодня сложилась от части по вине государства?
Кавджарадзе : Да, именно поэтому сегодня обязательства государства перед своими гражданами состоят не только в предупреждении пассивного курения некурящих, что даже не обсуждается, но и в создании нормальных условий для курильщиков, которые при своевременном введении действенных правовых механизмов борьбы с пропагандой курения сегодня, вполне возможно, могли быть независимыми от табака людьми.
РГ : А какие меры борьбы с курильщиками будут эффективными для России?
Кавджарадзе : Особо хочу подчеркнуть, что речь идет не об истреблении зависимых от никотина людей, а именно о пресечении дальнейшего распространения табачной зависимости.
Во-первых, следует определить общественные места, где курение запрещено вне специально отведенного для курения места, а также общественные места, где запрещено и курение, и размещение мест для курения, например, в образовательных учреждениях и обязательно в подъездах жилых домов. Вы просто не представляете, сколько писем я получаю с просьбами о запрете курения в нежилых помещениях жилых домов, перед подъездами и на детских площадках!
Во-вторых, нужно установить требования к этим специальным местам для курения, соблюдение которых исключит пассивное курение. К числу обязательных следует отнести требование к оборудованию "курилок" вентиляционными системами, вытягивающими и регенерирующими табачный дым, способными очистить воздух от табачного дыма и позволяющими нормально дышать самим курильщикам, о здоровье которых тоже забывать нельзя.
В-третьих, нужно отрегулировать вопрос демонстрации потребления табака в аудиовизуальных произведениях.
И, наконец, необходимо предусмотреть ответственность за нарушение перечисленных ограничительных норм, причем как для физических, так и для юридических лиц.
РГ : Проект законодательного акта, содержащий все названные необходимые положения, на сегодня существует?
Кавджарадзе : Да, все перечисленные мной положения предусмотрены в законопроекте, который мы разработали в Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту. В ближайшее время проект федерального закона о внесении изменений в закон об ограничении курения и КоАП будет внесен в Госдуму.
Еще раз повторюсь: присоединения к Рамочной конвенции ВОЗ мало. Мы должны обеспечить страну такой правовой базой, которая позволит вывести нацию из "никотинового штопора". Для этого призываю сторонников ограничений курения присоединяться к борьбе за воздух без табачного дыма и за здоровье наших близких.