Так случилось, что эти два премьерных сериала сошлись на узенькой тропинке "прайма" лоб в лоб.
На Первом "Апостол" завершает свою трехнедельную спираль бытия. Тем временем в эфире "России" на старт вышел "Батюшка". Оба борются за интерес со стороны телевизионной паствы. Конкуренция, как и было сказано.
Две большие разницы
В принципе эти сериалы так не похожи друг на дружку... Прежде всего они отличны по материалу.
В одном: противостояние двух спецслужб в годы Великой Отечественной войны и судьбы обыкновенных людей, попавших в этот историко-детективный переплет.
В другом: сегодняшняя российская провинция с ее тривиальными проблемами - беспробудным пьянством местных мужиков, их нищетой, бессмысленностью их житья-бытья, депрессивностью всех вместе и каждого в отдельности.
Проекты разные еще и по сюжетной выделке. "Апостол" - приключенческий сериал с остро закрученной интригой. "Батюшка" - череда бытовых осложнений с легким налетом уголовщины.
В "Батюшке" Василия Мищенко главный персонаж Рома Малышев (артист Виктор Павлюченков) - могучий добряк, верный в деле, в чувствах, чистый в помыслах... Он если и герой, то по инстинкту справедливости, в силу внутреннего нравственного закона.
Герой "Апостола" (режиссеры Юрий Мороз и Иван Иванов) Паша Истомин (артист Евгений Миронов), застенчивый интеллигент, стал брутальным героем практически из-под палки, путем натаскивания и дрессировки его умельцами из НКВД.
Кое-что "Апостола" и "Батюшку" все-таки роднит. Для них обоих исходная ситуация - полная безнадега. В обоих случаях вся надежда на божий промысел и терпеливую веру в него. Между тем нечаянное соседство в эфире обоих сериалов с религиозными обертонами знаменательно. И более того, парадоксально.
Что тот шпион, что этот
Мы видим, что советская контрразведка, как и прежде, интригует против немецкой. Асы шпионажа работают с той и с другой стороны. С той и с другой стороны есть некие демиурги, ставящие задачи и отдающие команды. А дальше новость: наша контрразведка также бесчеловечна, жестока и никакими средствами не брезгует, как и не наша.
У нового Штирлица Павла Истомина нет тыла: компетентным органам, на службе которых он находится, не верит. И они ему не доверяют. Семья развеяна по ветру. Идеологический фундамент - больше не фундамент. И даже - не крыша. По обе линии фронта он - одинаково чужой среди чужих. Да он и сам не свой.
Причем это не фигура речи. Пашка в отличие от погибшего брата-близнеца был физически слабым пареньком - ему накачали мускулы. У него было катастрофически слабое зрение, так ему с помощью уникальной операции сделали глаз соколиным. Его научили уголовной фене и силовым приемам. Теперь он совсем другой человек. Но есть у него одна зацепка в былой жизни: жена и ребенок. Они находятся в заложниках у его патрона из НКВД капитана Хромова (артист Николай Фоменко), драма которого в том, что он сам оказался в заложниках у своего ведомства.
Хромов нравственно пытает своего агента фотографией жены и ребенка - саркастический парафраз памятной сцены свидания Штирлица с женой. Апостол Павел Истомин, заполучив сверхсекретные документы, попытается шантажировать уже саму Систему. Тут-то мы и замечаем, как яблоко далеко укатилось от яблони и насколько радикально в "Апостоле" переработана мифологическая основа "Семнадцати мгновений".
История батюшки Ромы Малышева, рыжего богатыря, - совсем другая история. Совсем иная интерпретация старых сказок о главном.
Эх, яблочко...
Деревенскому парню Роме было тесно рыбачить у самого синего озера среди заливных лугов и родных осин; он и подался в дальние края, где можно было бороздить моря и загорать под пальмами. Яблочко далеко откатилось от родного края, а потом ввиду семейных обстоятельств воротилось, да и осталось в нем уже навсегда.
Дело в том, что он практически сказочный персонаж, пробудившийся богатырь после летаргии. Дорога сама собой привела его к храму. Уже по пути в поселок Рыбное, в поезде, сделал доброе дело.
Он сам обрел любовь, надежду и веру и принял сан священника, чтобы давать веру другим. Очень милая и трогательная история с массой достоверных подробностей, с узнаваемыми характерами и типами, с привычными коллизиями...
Кстати
Как нельзя удачно легла на неспешное повествование заглавная в каждой серии песня Юрия Шевчука о том, что "жизнь для смерти не конец". И в ней есть еще строчка про "сны о мире на войне". Сам сериал вторгся в эфир, где уже третью неделю шествует "Апостол", как сон о мире на войне. Я закрываю глаза... Что-то мне напоминает эта история. Кого-то мне напомнил деревенский батюшка Рома Малышев. Уж не деревенского ли детектива Федора Анискина?