В воскресенье православные христане празднуют главный свой праздник Святую Пасху - Воскресение Господне.
О жизни церкви, о ее причастности к самым животрепещущим вопросам общественной жизни - наш разговор со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Церковь в Отечестве и в мире
Российская газета: Ваше Святейшество, накануне Пасхи мы не только готовимся к этому главному для православных христиан празднику, но и подводим итоги прошедшего Великого поста, да и всего времени, прожитого нами до нынешнего Воскресения Христова. Последний год был отмечен историческими событиями в жизни церкви - был подписан Акт о каноническом общении в Поместной Русской православной церкви. Высказывались опасения, что последует раскол в зарубежной церкви, что паства не поддержит решение иерархов. Какова истинная картина этого события? Что можно сказать о роли в этом процессе владыки Лавра, с которым мы недавно простились?
Патриарх Алексий II: Подписание Акта о каноническом общении стало результатом возникшего между Церковью в Отечестве и русским церковным рассеянием взаимопонимания и желания идти путем служения Богу вместе. Своими подписями мы с новопреставленным митрополитом Лавром скрепили возникшее в наших сердцах и в сердцах нашей паствы единство. Это единство, как вы знаете, сразу же после торжественной церемонии подписания Акта скрепил и Сам Господь, Телу и Крови Которого мы впервые за многие десятилетия причастились вместе за праздничной литургией в присутствии тысяч жаждущих воссоединения православных верующих.
Роль почившего митрополита Лавра невозможно недооценить. Верные чада Русской православной церкви всегда будут помнить о нем как о ревностном архипастыре, выполнившем уготованное ему Промыслом Божиим предназначение. Кто, как не он, сплотил своим молитвенным предстоятельством зарубежную паству? Кто, как не он, позволил ей возрадоваться о выстраданном несколькими поколениями русских эмигрантов воссоединении с Церковью в Отечестве?
РГ: Православие - не собственно российское явление, сейчас как раз по российскому телевидению идет киноцикл "Планета православия", напоминающий об этом, а для многих и открывающий истинный масштаб и великое разнообразие вселенского православия - есть православные японцы, православные арабы, православные американцы. Какие главные события происходят сегодня на этой "планете", каковы надежды, проблемы, вызовы в нынешнем православном мире?
Алексий II: Православный мир - это пятнадцать братских Поместных православных церквей, которые состоят в общении друг с другом и в совокупности являют собой Единую Соборную и Апостольскую православную церковь. Сохранение православного единства остается важнейшей задачей, особенно актуальной для нашего времени. Ведь не секрет, что бушующие в мире политические бури нередко проникают и в церковную ограду, провоцируя недоумения и разделения между братскими церквами и народами. Между тем только вместе мы можем действенно свидетельствовать современному человечеству о непреходящих духовных и нравственных ценностях Православия.
Модуль веры
РГ: Одна из самых горячих общественных полемик в нашем обществе, продолжающихся уже много лет, связана с преподаванием "Основ православной культуры". Изобретаются все новые варианты противодействия этой идее или подмены этого предмета. Кто и почему сопротивляется? И какова сегодня позиция Церкви на этот счет?
Алексий II: Образование - это сфера совместных трудов государства и общества. Государство не может не учитывать требований к образованию, предъявляемых семьей, религиозными и национальными общинами, нашим народом в целом. Поэтому можно только приветствовать широкую дискуссию о формах присутствия знаний о религии в общедоступной школе. И сегодня есть основания говорить об определенных положительных итогах этой дискуссии. Позиция Церкви, которая говорит о необходимости воссоединить образование и воспитание, была поддержана значительной частью нашего народа, многими в органах законодательной и исполнительной власти. Свидетельством этому являются принятые в декабре прошлого года поправки в Закон "Об образовании", в котором впервые в качестве важнейшей цели образования обозначено "формирование духовно-нравственной личности".
Мы достигнем этой цели, если в школе будет вестись преподавание учебных курсов духовно-нравственного содержания, в том числе курсов по истории и культуре религий, которые исповедуют сами школьники и их родители. Специалистами Российской академии образования, Федерального института развития образования, а также учреждениями Русской православной церкви разработана концепция включения в новое поколение государственных стандартов учебного предмета "Основы православной культуры", который должен стать составной частью новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура".
Данная образовательная область будет иметь несколько модулей. Это основы традиционных для России религиозных культур и курс нерелигиозной этики. Учащиеся и их родители смогут самостоятельно выбирать тот или иной предмет в соответствии со своим мировоззрением. Уважение свободы выбора и вариативность курсов позволит не допустить дискриминации учащихся по мировоззренческому признаку. На наш взгляд, только такой широкий подход может сохранить принцип светскости образования и одновременно соблюсти свободу совести в школе. Как ни странно, именно этот подход не всеми приветствуется. Противники модульности предметов высказывают опасение, что дифференцированное преподавание духовно-нравственных дисциплин может привести к разделению учеников по религиозному признаку. Я не согласен с этой точкой зрения. Напротив, именно углубленное изучение собственной духовной традиции является условием успешного формирования целостной личности, способной полноценно участвовать в межкультурном диалоге, столь востребованном сегодня.
Идея единого для всех школьников учебного курса об истории религий неприемлема по ряду причин. Такой курс не может быть основан на духовно-нравственной культуре ни одной из традиционных религий, в том числе и православия, так как может вызвать непонимание у лиц, принадлежащих к другим религиям, и стать основанием для подозрительности и напряженности. Нам предлагают общий курс, который оценивал бы все религии с позиции "объективизма", а на самом деле секулярного агностицизма, который мировоззренчески неприемлем для верующего человека. Ясно, что такой курс в лучшем случае может стать просто энциклопедией о религиях, но он не сможет послужить духовному и нравственному воспитанию школьников. Более того, его введение будет означать отказ от свободы в мировоззренческой области, так как все будут вынуждены изучать "единственно правильный" подход к религии.
РГ: В последние годы в мире участились всевозможные антирелигиозные провокации - на выставках, в фильмах, кощунственных акциях, книгах. Что стоит за ними? Надо ли различным религиозным конфессиям объединять свои усилия в противодействии этим атакам?
Алексий II: Думаю, по-настоящему религиозный человек не будет оскорблять ценности других людей. Конечно, те, кто это себе позволяет, нуждаются в жалости, ибо это очень душевно бедные и неспокойные люди. Но в то же время оскорбительные выпады должны пресекаться. Зло, в отличие от добра, агрессивно и стремится утвердиться с помощью насилия, попрания богоданной свободы, попыток разрушить любовь к Богу и ближним. Для противостояния злу должны объединиться все люди доброй воли. "Ибо кто не против вас, тот за вас", - говорит Христос Спаситель. Такое соединение усилий не влечет объединения вер, оно лишь усиливает наш голос. Кроме того, соприкасаясь с иными религиями и конфессиями, мы свидетельствуем миру о святом православии, подавая пример деятельной веры.
РГ: Клуб православных журналистов выступил с идеей создания Общественного совета на телевидении. Реальна ли такая идея, будет ли от нее толк? Что, на ваш взгляд, сегодня представляет собой телевидение в России?
Алексий II: Создание Общественного совета по нравственности - идея здравая. Ведь большинство общества, включая политиков, педагогов, людей творчества, самих журналистов, говорят о том, что разрушительный аморализм и бездумная развлекательность, которые господствуют на телевидении, не устраивают никого и вредят всем. Телевидение само по себе - лишь инструмент, огромные возможности которого могут быть направлены как на созидание здорового и гармоничного общества, так и на пропаганду культа наживы, циничного отношения к окружающим, всевозможных пороков, которые делают человека больным, слабым и несчастным. Чтобы наши сограждане смогли влиять на политику телеканалов, смогли решать, что будут смотреть их дети, и нужен Общественный совет.
Иностранные радости
РГ: В последнее время появляются новые светские празднества, заимствованные из религиозных традиций, часто неправославных - например, день святого Валентина или день святого Патрика. Стоит ли вытеснять их соответствующими православными, например, днем памяти святых Петра и Февронии?
Алексий II: Наше общество стало открытым для внешнего мира. Одновременно произошла утрата прежних идеалов и символов, а возрождение многовековых религиозных и культурных традиций только набирает силу. Именно в этот момент и стали популярными иностранные праздники. Но давайте зададимся вопросом: почему они нашли отклик, особенно у молодежи? Разве молодых людей привлекает религиозный смысл дней святого Валентина и святого Патрика? Очевидно, что нет. Если в первом случае притягательным является покровительство любви, то во втором - покровительство радости и веселью. Для меня это все - сигналы глубокого желания молодежи утвердить в жизни любовь и радость. Но разве в истории нашего народа нет образов, которые помогут обрести эти прекрасные и высокие чувства? Мне обидно, что мы не ценим собственный опыт и подчас заранее отказываемся от него в пользу иностранных традиций. Поступая так, мы обедняем и общечеловеческое наследие, лишая его наших сокровищ.
Убежден, что наш народ может черпать нравственные силы из опыта своих отцов и дедов. Так, святые благоверные Петр и Феврония в своей жизни явили образец истинной любви, которую ищут как верующие люди, так и люди нерелигиозные. Сердцем каждый понимает, что для полноценной и гармоничной жизни нужна не страстная и эгоистичная любовь, а любовь жертвенная и верная. И об этом должны говорить наши праздники, наша школа, детские и молодежные телепрограммы, вся наша культура.
РГ: Что теперь можно выделить из задач на будущее как приоритет?
Алексий II: Сделать нужно еще очень много. Задача Церкви - вести людей ко Христу. Что мешает на этом пути? Грех, который удаляет от Бога, лишает человека счастья, обрекает на страдания и в конечном счете на смерть. Мы грешим всякий раз, когда попираем заповедь о любви к Богу и ближнему - самую главную и самую трудную. Как любящая мать Церковь открывает свои объятия всем чадам Божиим. И главное для нее - просветить человека, наполнить его внутренний мир верой, добром, истиной. Для этого нам, пастырям, нужно постоянно идти к людям. Идти через слово, через общение, через пример добрых дел. Наша первоочередная забота - о тех, кто больше всего в ней нуждается: о детях, молодежи и людях старшего возраста. В здоровом обществе не должно быть несчастных детей и брошенных стариков.
Продолжение разговора с Патриархом читайте в ежедневном выпуске "РГ"
Биография
Алексий II ( в миру - Алексей Михайлович Ридигер) - Патриарх Московский и Всея Руси, родился 23 февраля 1929 года в Таллине, в семье священнослужителя. После окончания средней школы поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем в Духовную академию, которую окончил в 1953 году. Доктор богословия. В 1950 году был рукоположен в сан священника. Был священником одного из православных приходов, позднее настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви ( Эстония). Настоятель Успенского собора в г.Тарту и благочинный Тартуско-Вильяндиского округа (1957-1961 годы). В марте 1961 года принял монашеский постриг. С 1961 года носит сан епископа, а с 1964 года - архиепископа Таллинского и Эстонского. В этом сане был управляющим делами Московской патриархии. Вошел в состав постоянных членов Священного Синода. С 1968 года - митрополит Таллинский и Эстонский. С 1986 года - митрополит Ленинградский и Новгородский. С июня 1990 года - Патриарх Московский и Всея Руси. Автор более 200 работ на богословские и церковно-исторические темы.