24.04.2008 04:00
Экономика

Уральская пенсионерка разработала собственный проект пенсионной реформы

Уральская пенсионерка разработала собственный проект пенсионной реформы
Текст:  Сергей Панасенко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4647)
Читать на сайте RG.RU

Уже 16 лет пенсионное обеспечение в России переживает глубокий кризис. Народную версию выхода из него предложили на Среднем Урале.

Пенсионерка из Екатеринбурга - экономист, председатель общественной организации "За достойную старость" Римма Варнавская - написала проект федерального закона о порядке исчисления государственной пенсии. Ее идеей заинтересовались ученые из Института экономики УрО РАН и даже пригласили общественницу как главного "народного специалиста" по пенсионным проблемам читать лекции.

Исследовав причины денежных бед российских пенсионеров, Варнавская разработала свою методику начисления пенсий, суть которой - восстановить зависимость размера пенсии от реального вклада человека в Пенсионный фонд. По ее мнению, это позволит реанимировать уровень пенсионного обеспечения прошлых, "доперестроечных" лет. УрО РАН и правовые кафедры трех ведущих региональных вузов признали проект экономически эффективным.

Двойка за уравнение

Никакого комплекса нищих у российских пенсионеров и не было бы сегодня, если бы пенсионный закон 1990 года применяли правильно, уверена Римма Варнавская. В стаж включались годы учебы, службы в армии, ухода за ребенком, расширились списки досрочных пенсий. В общем, не закон - мечта. Но в 1992 году его нарушили по всем статьям: началась инфляция - заработки, с которых рассчитывалась пенсия, "осовременивались", но отнюдь не в той пропорции, что росли цены.

- Нужно было увеличить все заработки и пенсии прошлых лет пропорционально, то есть умножить на единый коэффициент 12,86 (минимальная пенсия поднялась бы с 70 до 900 рублей), - утверждает Варнавская. - Но вместо этого применили понижающие коэффициенты, одновременно занизив стаж. В итоге пенсии летчика, шахтера, директора оборонного завода оказались на уровне пенсий гардеробщика, дворника или уборщицы.

Например, если исчислить трудовую пенсию от минимальной зарплаты на февраль 2008 года так, как изначально полагалось по закону 1990 года, пенсия шахтера, летчика или сталевара с 30-летним стажем работы должна составить 14 300 рублей, а сегодня он получает 3600.

Реформа 2002 года не спасла положения, говорит Римма Варнавская: зарплата и стаж утратили свое значение для размера пенсии, труд фактически обесценился.

Волшебный норматив

Чтобы восстановить "историческую справедливость", Римма Варнавская предлагает восстановить прямую зависимость размера пенсии от заработка и стажа через так называемый коэффициент трудового вклада.

Единый ключ к исчислению и повышению пенсий - это единый норматив зарплаты и пенсии. Минимальная пенсия априори должна быть равна минимальной зарплате, считает автор проекта. А так как пенсионное обеспечение напрямую зависит от уровня заработка, можно ввести единый норматив. Тогда, если из-за инфляции потребуется повысить оплату труда (и пенсии), достаточно поднять норматив, и автоматически увеличатся все зарплаты, а ровно через месяц - пенсии, стипендии и пособия, чтобы было из чего их финансировать.

Главное ноу-хау - это коэффициент адаптации несопоставимых заработков в периоды с высокой инфляцией с заработками стабильных прошлых лет, чтобы пенсионеры оказались в равных условиях. Автор устанавливает три условных периода: "прошлые стабильные годы" - до апреля 1991 года, "инфляционный - переходный" - с апреля 1991-го по апрель 1993-го и "инфляционный" - с апреля 1993-го по сей день. При этом сумма зарплаты заменяется эквивалентом, равным отношению заработка к минимальной оплате труда на тот же момент.

При этом в общем стаже восстанавливаются годы учебы, ухода за ребенком до трех лет, службы в армии. Но вводятся разумные ограничения: например, учеба должна длиться не больше пяти лет (у медиков - семи).

Кроме того, Римма Варнавская предлагает радикально изменить и существующий разрыв при расчете пенсий "обычным" пенсионерам и государственным служащим. У простых пенсионеров максимальная пенсия может превышать минимальную в три раза, у депутатов, силовиков и военных - в четыре, а у высших государственных постов - в шесть.

Коллекция пенсий

По предлагаемой системе каждый сможет обеспечить "достойную старость" смолоду. Первая пенсия, по Варнавской, - государственная трудовая, исчисляется по пресловутому коэффициенту трудового вклада, то есть стажу и зарплате. Социальная пенсия равняется двум третям от минимальной.

Что касается идеи накопительных пенсий, Варнавская предлагает реализовать ее "здесь и сейчас", на современных пенсионерах, уже накопивших себе на старость в прошлые годы. Для этого предлагается "взаимовыгодная схема", при которой все накопления, сделанные до апреля 1991 года в виде вкладов в сберкассы, отчислений в госстрах, ценные бумаги, будут собраны на персонифицированный совокупный счет. Накопительную пенсию можно выдавать ежемесячно в размере минимальной трудовой пенсии, а владельцам-родителям - как второе пособие.

Насколько жизнеспособна "народная" реформа? В 1998 году председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев благосклонно принял концепцию Варнавской, проект был направлен в Госдуму, где пылится и по сей день. По поручению Воробьева провели апробацию на 100 тысячах пенсионных дел. Ее результаты показали, что, если применить методику Варнавской, размер пенсии увеличится вдвое.

Чтобы убедиться в здравомыслии методики, областные власти не против создать на Среднем Урале "полигон" для испытания народного закона на прочность. Для этого нужно добиться разрешения на проведение в области государственно-правового эксперимента.

Мнения

Владимир Шайхатдинов,
доктор юридических наук, завкафедрой социального права государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии:

- Альтернативный пенсионный законопроект нужен давно. Но прежде всего следует обосновать источники финансирования пенсионного обеспечения. Можно согласиться с тем, что базовая часть пенсий должна финансироваться за счет федерального бюджета. Но при этом указать, за счет каких источников должно происходить наполнение федерального бюджета (налог на природные ресурсы, прогрессивный подоходный налог и др.).

Не затронуты в законопроекте положения Налогового кодекса РФ о едином соцналоге, а также ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". В частности, следует решить вопрос о зачислении в пенсионный капитал граждан тех средств, которые в настоящее время идут в федеральный бюджет и предназначены для финансирования базовой части пенсии.

Евгений Гонтмахер,
руководитель центра социальной политики Института экономики РАН:

- Авторы проекта правы в том, что пенсии действительно надо повышать. Причем более существенно, чем это происходит в последнее время, особенно если брать в расчет увеличение инфляции и снижение коэффициента замещения. Но при этом надо понимать, что мы живем в реальной экономике, и для того чтобы кому-то дать деньги, надо их где-то взять.

А где? Именно в поиске ответа на этот вопрос и состоит главная трудность при отладке действующей пенсионной системы.

Вряд ли уральские коллеги рассматривали вариант "напечатать и раздать" дополнительные деньги. Это тупиковый путь. Конечно, есть резервный фонд, можно "залезть" в него. Но через два-три года резервный фонд иссякнет, и из каких ресурсов тогда поддерживать новый уровень пенсий, которые, как предлагает проект, должны вырасти вдвое?

Главная задача в том, чтобы найти стабильный, долгосрочный источник финансовой стабильности для пенсионной системы. Вариантов немного: либо каким-то образом реконструировать Пенсионный фонд, который становится все более дефицитным. Либо пересмотреть ЕСН. Либо платить пенсии напрямую из федерального бюджета. Сейчас такая возможность есть, бюджет профицитен. Хотя, по ориентировкам минфина, уже к 2011 году профицит сойдет на нет.

Одним словом, чтобы предложения по увеличению пенсий стали реальными, надо, конечно же, продумать и предложить варианты финансового обеспечения новой схемы. И начинать любые изменения надо именно с этого.

Пенсии и пособия