25.04.2008 04:00
Общество

Михаил Кузнецов: Подмосковье - это КБ мирового уровня!

Подмосковье - это КБ мирового уровня, утверждает директор Союза развития наукоградов России Михаил Кузнецов
Текст:  Ирина Пуля
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4648)
Читать на сайте RG.RU

7 из 12 наукоградов, которым это звание присвоено официально, расположены в Подмосковье. Это ядро той инновационной системы, которая сейчас выстраивается в стране. На какую отдачу может рассчитывать от наукоградов государство и что сдерживает получение результата? Об этом - беседа корреспондента "РГ" с Михаилом Кузнецовым, директором некоммерческого партнерства "Союз развития наукоградов России", действительным членом РАЕН.

Российская газета: Михаил Иванович, в двух подмосковных наукоградах идет реализация глобальных проектов: в Жуковском создается национальный центр авиации, в Дубне - особая экономическая зона. Другие наукограды могут рассчитывать на такую перспективу?

Михаил Кузнецов: Да, ведь все Подмосковье - это своеобразный научно-исследовательский институт или, если хотите, конструкторское бюро российского и даже мирового уровня. Научная палитра области разнообразна. Например, в Троицке занимаются фундаментальными исследованиями в ядерной физике, сверхвысокими давлениями, квантовой оптикой. Пущинские ученые достигли феноменальных результатов в молекулярной биологии, генной инженерии, микробиологии. Сейчас там строится завод по производству жизненно важного для диабетиков генно-инженерного инсулина и других генно-инженерных медицинских препаратов. Вырастет здесь и DATA-центр, который станет резервным хранилищем всей информации, существующей в пределах Московской области и России. Возлагаются большие надежды на навигационную систему ГЛОНАСС - в значительной степени продукт фрязинцев.

В Троицке научились выращивать особо чистые искусственные алмазы - их можно применять не только в ювелирной промышленности, но и в обрабатывающей, в том числе - в электронной и космической. Одна из самых перспективных разработок троицких ученых - сканирующий зондовый микроскоп. Он позволяет получать с нанометровой точностью карты рельефа поверхностей... У каждого наукограда - своя направленность.

РГ: К числу официально признанных наукоградов должны добавиться Черноголовка, Протвино, Долгопрудный. Почему процесс затягивается?

Кузнецов: Причина - в несовершенстве федерального законодательства, что дает лазейку бюрократическим придиркам. Например, в Черноголовке есть завод научного приборостроения Российской академии наук ЭЗАН. Это одно из немногих предприятий, которое разрабатывает и производит высококлассное оборудование, пользующееся спросом и за рубежом. Но в уставе завода записано, что он, например, может закупать жилье для своих сотрудников. А раз так, говорят чиновники, получается, что завод не совсем как бы и научный... Похожие придирки и к документам, подготовленным Протвино. Глядишь, согласуют их ближе к зиме, когда уже примут бюджет на следующий год и наукограду в нем никаких денег не предусмотрят. Или пример с Долгопрудным. Там располагается Московский физико-технический институт - знаменитый физтех. Формально зарегистрирован он в Москве - там его юридический адрес. То есть опять же формально физтех в Долгопрудном - это как бы филиал того физтеха, который в Москве. А в законе о наукоградах записано: все субъекты научно-технического комплекса должны быть зарегистрированы "в установленном порядке" на территории муниципального образования. Но налоги же МФТИ платит в казну Долгопрудного? Платит. Зарегистрирован там как налогоплательщик? Зарегистрирован. Ведь это замечательно, что именитый вуз выбрал площадку не где-нибудь, а именно в Долгопрудном. Я пытался объяснить это во властных кабинетах. А в ответ: не положено по закону. Вот почему так долго идут согласования.

РГ: На карте "Наукограды Подмосковья" я насчитала 30 точек вместо официальных 7...

Кузнецов: Мы учитываем и те территории, которые, не став де-юре наукоградами, фактически ими являются: например, Дзержинский, Красноармейск, Юбилейный... Сюда же относятся закрытые административно-территориальные образования, куда до сих пор нет дороги иностранцам, а некоторые градообразующие предприятия нельзя упоминать в открытой печати: например Краснознаменск... К тому же на территории области располагаются уникальные испытательные центры. В Орево - небольшой поселок между Дмитровом и Дубной - находится учебно-научный экспериментальный комплекс МГТУ им. Н.Э. Баумана. Чуть южнее - крупнейший в стране автополигон Дмитров-7. Автомобили испытывают в аэродинамической трубе, на трассах с разным покрытием. Здесь выясняют, каковы будут последствия разной силы столкновений, ударов и для человека, и для машины. В Красноармейске действует комплекс полигонов и разных испытательных площадок, в том числе и для различных типов вооружения. В Пересвете - грандиозный комплекс ракетно-космического назначения. В спецкамере, где моделируются различные климатические условия, изучается, как могут вести себя любые приборы, механизмы, машины, которые двигаются и летают... Практически все наукограды пережили трудный переходный период и развиваются. Теперь важно добиться, чтобы они стали субъектами регионального развития и составной частью формирующейся инновационной системы страны.

РГ: Такие примеры уже есть в Подмосковье?

Кузнецов: В первую очередь Дубна - научная столица севера Подмосковья и даже соседней Тверской области. Решение создать особую экономическую зону стало своеобразным промежуточным итогом развития города и мощным дополнительным импульсом для его развития: осваиваются новые территории, создается инфраструктура, возводится жилье. В перспективе здесь будут производиться новые научно-технические продукты, конкурентоспособные на мировом рынке. Территорией перспективного научно-технического развития, такой термин уже существует, стало и "Южное Подмосковье". В него вошли промышленный Серпухов, наукограды Пущино, Протвино, Оболенск и Серпуховской район с хорошей сельскохозяйственной базой.

У каждого из них были недоиспользованные ресурсы: скажем, пустующие площади, пригодные для новых промышленных предприятий. Координация действий помогает реализовать такие резервы. В результате получается кластер инновационного развития. Увеличивается выпуск наукоемкой продукции, растут доходы в бюджеты, улучшается качество жизни людей. Именно за такими территориями перспективного научно-технического развития - будущее, именно они - "точки роста" инновационной экономики страны. В Подмосковье достаточно мест, где те или иные научно-производственные центры расположены рядом. Скажем, с Жуковским - наукоград Дзержинский, Томилино, Лыткарино, а также Раменское, где проектируется и создается современная авионика - приборное оснащение и системы управления самолетами, вертолетами и другими авиационными комплексами. Перспективны и другие "сообщества" городов, например, Королев - Юбилейный - Мытищи, Подольск - Климовск, Химки - Долгопрудный, Электросталь - Ногинск - Черноголовка.

РГ: Однако просто рядом расположенные наукограды не станут территорией перспективного научно-технического развития, если...

Кузнецов: ...Не будет создана соответствующая инфраструктура. Надо решать проблемы транспортного сообщения, обеспечения связью, что весьма важно для передачи больших объемов информации. Пока этому уделяется мало внимания. Если мы говорим о стратегии инновационного развития страны, государству надо радикально менять подход к наукоградам и другим территориям научно-технического и промышленного развития.

Прежде статус "наукограда РФ" присваивался на 25 лет, сейчас срок сократили до 5 лет. К чему это привело?

РГ: Многие главы наукоградов утверждают, что прежде всего надо устранить перекосы в финансировании...

Кузнецов: Еще несколько лет назад государство финансировало "статусные" наукограды в рамках утверждаемой президентом России программы развития наукограда, причем для каждого из них отдельно утверждались приоритетные направления развития. Мероприятия программы финансировались из бюджетов всех уровней. Сейчас же Федерация выделяет средства на инженерную, социальную и инновационную инфраструктуру, причем в минимальном количестве, определяемом минфином по своему усмотрению. В результате ряд важных проектов и программ вообще не финансируется.

РГ: Знаю, Реутов жаловался, что на грани срыва у них оказалась образовательная программа. В этой сфере был ряд интересных проектов: "Одаренные дети", "Школа кадрового резерва"... А ведь сейчас, когда наукограды по-прежнему ощущают острый дефицит кадров, воспитание молодых ученых - насущный вопрос.

Кузнецов: Добавлю: крупную научно-техническую задачу порой невозможно решить с теми кадрами, которые есть на месте. Специалистов экстра-класса надо собирать из разных регионов России, СНГ и даже дальнего зарубежья. Но обеспечить их жильем в наукограде, дав какие-либо преференции, законодательство не позволяет. Однако самый денежноемкий вопрос - это инновационная инфраструктура. Крупный бизнес пока не торопится вкладывать туда рубль - слишком длинной отсроченной получается отдача. Значит, это прямое дело государства. Необходимо как можно быстрее разработать методику расчета субвенций на такое финансирование расходов наукоградов. Среднедушевой принцип, по которому сейчас выделяются средства, должен быть исключен. Это несправедливо, что расчет идет не по тому, что производится и развивается в конструкторских бюро и НИИ, а по тому, сколько человек проживает в городе. Если у наукограда высокий инновационный потенциал, заявлена насыщенная программа развития - получи больше на инновационную инфраструктуру.

РГ: Прежде статус "наукограда РФ" присваивался на 25 лет, сейчас срок сократили до 5 лет. К чему это привело?

Кузнецов: Реализация ряда крупных проектов оказалась под ударом. Какой инвестор согласится вкладывать деньги, не видя ясной перспективы, не будучи уверенным, что и через пять лет государство вновь согласится поддерживать начатое? Союз развития наукоградов России уже обращался в правительство и Государственную Думу с предложением незамедлительно продлить срок, на который присваивается статус. Слышат ли нас - покажет время.

РГ: Есть ли надежда, что многие перекосы исправит 131-й закон о местном самоуправлении?

Кузнецов: В этом законе можно было бы предусмотреть полномочия для муниципального образования по поддержке развития инновационной деятельности. Сейчас администрации в погоне за налогами поддерживают любые предприятия, даже те, которые работают на самом допотопном оборудовании, но приносят в бюджет "быструю" копейку. Разве это инновационное производство? Погоня за сиюминутной выгодой не уживается с интересами инновационного развития страны. В наукоградах можно было бы апробировать эксклюзивные налоговые межбюджетные отношения. Когда появляется стимул для собственного развития в виде части налога на прибыль, на основные фонды, то муниципальному образованию становится интересно стимулировать и капиталоемкую, но эффективную экономику.

Кроме того, нами подготовлен проект закона об особенностях местного самоуправления в наукоградах, который получил в прошлом году одобрение в Комитете Госдумы по вопросам местного самоуправления, но так и не был внесен на рассмотрение. Хотелось бы надеяться, что он будет принят новым составом депутатов, причем это надо сделать, не затягивая - необходимость принятия такого закона прямо предусмотрена 13-м законом. Устранение "белых пятен" в федеральном законодательстве особенно актуально для Подмосковья - научной "империи" России.

Карта наукоградов Московской области

Наука